Церковь в современном обществе
Церковь является очень важной организацией и социальным институтом, который выступает в качестве основного элемента социологии религии, а также религии как социального института в современном обществе. Ценность религии, значимость и роль церкви, ее функциональные особенности рассматривали такие исследователи, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, которые являются не только основоположниками социологической науки, но и исследователями, которые внесли значительный вклад в разработку теоретических проблем социологии религии.
Современная церковь способна регулировать и регламентировать экономические и иные отношения в различных сферах человеческой жизни. Она санкционирует определенные взгляды и правила, а также некоторые формы деятельности, отношений и институтов. Особенность заключается в том, что церковь придает им некий «ореол святости», отвергая при этом грешников, которые осмелились оступиться и отвернуться от религиозных норм и предписаний.
Таким образом, религиозный фактор оказывает влияние на экономическую, политическую и социальную жизнь человека, его индивидуальное сознание и межличностные отношения, накладывает религиозные отношения на другие формы общественных отношений.
Функции церкви
Функции церкви напрямую регламентируются функциями религии как социального института. Важное значение в функциональном аспекте имеют религиозное сознание населения, а также наличие моральных и этических правил, которые оказывают влияние на мировоззрение человека.
- Первая функция церкви как социального института – регулятивная. Она заключается в разработке и закреплении основного свода моральных и этических правил. Эти правила выражены в представлениях населения о праведном образе жизни, и именно они составляют основу религиозной деятельности и отношений.
- Вторая функция – мировоззренческая. Она заключается в том, что церковная и религиозная деятельность нацелена на организацию специальной и уникальной системы мировоззрения человека, а также определяет его миропонимание и мироощущение.
- Третья функция церкви как социального института – компенсаторная. Ее смысл в том, что именно религия и конкретно церковь способны компенсировать человеку чувства безопасности, защищенности, которые были утрачены под воздействием различных внешних факторов и жизненных обстоятельств. Тем не менее, находя эти ощущения в вере, индивид начинает контролировать свою жизнь и выстраивает ее в соответствии с религиоными предписаниями.
- Четвертая функция – интегрирующая, где выражена способность религии и церкви как социального института объединить в своих рамках всех приспешников и приверженцев на основе общего мировоззрения, вероисповедания. Помимо этого, общность заключается в объектах поклонения, ритуалах, культах, нормах поведения.
Лишь реализуя все это функции, причем не только на индивидуальном (личностном) уровне, но еще и на уровне коллективного сознания, церковь как социальный институт выступает в качестве устойчивой формы самоорганизации социума.
Человек прибегает к вере и религии, когда оказывается в безвыходной ситуации. Именно в церковной или иной религиозной организации, обретая единомышленников, он перестает ощущать себя обессиленным и одиноким. В этом выражается еще одна немаловажная функция – компенсаторская. Благодаря ее реализации происходит изменение сознания человека, а вместе с этим меняется и вся его жизнь.
Церковь как социальный институт
Воздействие религии на общество осуществляется через ее основные институты. К ним относятся религиозные организации, религиозные объединения и, безусловно, один из важных социальных институтов – церковь.
Церковь обладает рядом основных признаков, которые характеризуют ее как социальный институт. Во-первых, это наличие системы профессионального духовенства. Традиционно, оно формируется по иерархической системе (патриарх, епископ, священнослужители, монахи и верующие прихожане). Например, христианская церковь построила свою религиозную иерархию по так называемому «феодальному образцу», который существует с первых веков и по наши дне, претерпев минимальные изменения.
Во-вторых, церковь сегодня выступает как юридическое лицо, которое владеет собственностью (некоторые архитектурные памятники, храмы, церкви и религиозные центры). Преимущественно именно эта собственность составляет экономическую основу существования церкви как социального института. Помимо этого, церковь отличается конкретной догматикой, а также системой детализированного культа, который предписан в специальных документах (в качестве основного выступает Библия, Ветхий и Новый Заветы и другие).
Структура социального института церкви отличается сложностью, а также организованным и оформленным взаимодействием различных систем. Все они функционируют в разных областях, но основная цель – это формирование социальных организаций и учреждений, которые будут формирование и регулировать мировоззрение крупных слоев населения.
В церкви есть два типа систем: управляющая и управляемая системы. Управляющая система включает в себя группу организаций и сообществ, которые занимаются поисков, разработкой и сохранением важной религиозной информации. К тому же, именно управляющая система координирует религиозную деятельность и религиозные отношения, организуют контроль за поведением верующих и применяют санкции в случае несоблюдения основных правил и предписаний.
Управляемая система включает в себя всю основную массу верующих, которая является многочисленной и обширной. Между обеими системами существует система отношений, которые отличаются нормативной оформленностью и иерархией. Отношения регулируются при помощи специально разработанных норм, которые содержатся в разного рода уставах и положениях о конфессиональных и религиозных организациях.