Особенности социальных взаимодействий в семье
Социальные взаимодействия выступают в качестве очень значимых процессов, в результате которых индивиды обмениваются социальными действиями друг с другом, приобретают совершенно новый опыт и знания в введении отношений и формировании вокруг себя контактов, которые играют значимую роль в их жизни. По сути, сегодня без социального взаимодействия и, как следствие, без действий и связей человек не может нормально и полноценно развиваться в постоянно меняющемся обществе.
Свою деятельность и активность индивиды проявляют через социальные действия. Они предполагают, что человек формирует и проявляет социальную активность, которая в той или иной степени ориентируется на других людей. Основная цель – вызвать реакцию на свои действия, а уже реакция влечет за собой ту взаимозависимость и взаимодействия, которые затем трансформируются в социальные связи. Безусловно, связи эти формируются человеком в различных сферах его жизни, и одной из первых является именно семья.
Семья – это социальный институт, в котором осуществляются определенные функции: воспроизводящая, воспитательная, социализирующая. В семье человек проводит большую часть своего времени, может формироваться как личность, демонстрировать свои настоящие интересы и потребности, которые меняются со временем. В семье, как правило, могут создаваться самые крепкие социальные связи, которые оказывают на личность особое влияние:
- Формируют его основные интересы;
- Могут оказать влияние на его потребности и желания;
- Мотивируют к тому, чтобы развиваться, выходить на качественно новые уровни развития;
- Социализируют индивида, демонстрируют ему всю совокупность и разнообразие норм и ценностей, которым, как правило, придерживаются большинство членов сообщества.
В семье взаимодействия происходят между разными ее членами: это взаимосвязи между супругами, между родителями и детьми, между братьями и сестрами. Особенность семьи заключается в том, что в ней человек может примерить на себя сразу несколько социальных ролей. Он может быть одновременной отцом, сыном, братом, племянником, дедушкой. То же самое касается и женщин. Такое разнообразие ролей позволяет проявлять себя в различных сферах жизни совершенно по-разному. Например, с друзьями быть обычной подругой, а в образовательном учреждении быть матерью, которая несет ответственность за ребенка и принимает значимые решения. В семьях, как правило, индивиды могут брать на себя разные роли еще и потому, что сейчас заметно поменялись взгляды на семью. Теперь мужчины могут заниматься воспитанием детей, а женщины, наоборот, зарабатывать основные средства для существования.
Таким образом, социальные связи и взаимодействия в семье достаточно специфичны. Объединяет их неформальный характер, хотя при этом необходимо помнить о таких элементарных правилах, как уважение к старшему поколению, исполнение своих прямых обязанностей, стремление поддержать других членов семьи, проявлять к ним заботу, любовь и уважение, так как, независимо от того, на каком уровне развиты отношения в семье, эти качества обязательны для исполнения.
Связи семьи как ячейки общества
Ранее мы уже упомянули о том, что семья – это особая ячейка общества, которая обладает своими специфическими чертами. Каждый член семьи берет на себя ответственность за то, чтобы выполнять определенные обязанности, а также роли. В семье взаимодействия приобретают более тесный характер, что позволяет обмениваться опытом более тщательно и часто.
Тем не менее, главная миссия семьи заключается в том, чтобы воспроизвести население и воспитать полноценную личность. При этом, все члены семей зачастую имеют и иные социальные связи, что позволяет им брать больше знаний об окружающей действительности. Нередко вся жизнедеятельность направлена не только на то, чтобы создать внутреннюю комфортную обстановку, но также и на то, чтобы воспроизвести и сохранить внешние связи с другими социальными институтами. Значимость этого процесса обусловлена тем, что в целом индивидам необходимо постоянно взаимодействовать и контактировать с другими индивидами и социальными группами, поскольку семьи достаточно для него лишь на определенном этапе его развития.
Отсюда и специфика процессов социализации: индивиду (в целом, ребенку) достаточно социальных связей внутри семьи ровно до того момента, пока он не осознает, что может вступать и в другие взаимодействия, заводить новые знакомства, оказывать влияние на других людей и, как следствие, получать новые знания и новый опыт от них самих. Таким образом, первичная социализация медленно перетекает во вторичную. Человек знакомится с представителями других семей, их особенностями, нравами и обычаями. В рамках образовательного процесса он приобретает более научно обоснованные знания, которые также способен применять и в повседневной жизни. Затем он обустраивается на работу, чтобы применить полученные знания на практике, а также в последующем развиваться и выходить на совершенно новый уровень развития. несмотря на такое разнообразие, человек все равно зависим от собственной семьи, даже когда создает свою.
Таким образом, социальные связи семьи и внутри семьи крайне важны для развития индивида. все начинается именно с родительского воспитания, когда мать и отец, ближайшие родственники подают человеку пример того, как необходимо вести себя, общаться с другими индивидами, старшими и младшими. В семье человек узнает правила поведения и этикета, приобщается к определенному мировоззрению и религиозным нравам, которые также в значительной степени влияют на его личность. Воспитание и опыт, который он получил в своей семье, в дальнейшем переходит в новую семью, где индивид устанавливает свои правила и может перестраивать взаимоотношения в соответствии со своими взглядами и интересами. Тем не менее, все зависит от состава семья, он микроклимата внутри нее, от того, как родители относятся к ребенку и исполняют свои прямые обязанности.