Характеристики социальной системы организации
Социальная система, соотносимая с организаций (любым предприятием) подразумевает под собой достаточно сложные и взаимосвязанные социальные отношения, выстроенные в иерархическом порядке и включающие в себя, помимо всего прочего, еще и крупные вторичные социальные группы. Данные группы и системы образуются для того, чтобы осуществлять определенные цели и удовлетворять некоторые потребности, которые стоят перед обществом и должны быть реализованы для улучшения качества жизни определенной организации (предприятия) и людей, которые являются ее частью.
Для выделения социальных систем какого-либо предприятия существует несколько основных признаков, которые отделяют одни организации от других, отражают их специфику и свойства, играющие важную роль в жизни членов определенной организации.
К таким признакам относятся следующие:
- Целевая природа;
- Распределение членов организации в соответствии их статусами и ролями, которые они принимают на себя для осуществления той или иной деятельности;
- Разделение труда и его специализации, которая подразумевает учет функциональной основы;
- Построение по некоторым принципам данных систем: по вертикальному, иерархическому принципу, в котором выделяются подсистемы, которые управляют, и подсистема, которые управляются;
- Наличие достаточно специфических средств, которые направлены на регулирование и контроль социальной системы в организации, где необходимо поддерживать баланс и определять, какие из подсистема в полной мере осуществляют свои обязательства, а какие в меньшей степени ориентированы на эффективность и продуктивность осуществляемой ими деятельности;
- Наличие социальной целостности, поскольку все элементы социальной системы взаимосвязаны друг с другом, образуют определенные взаимозависимости и подчеркивают значимость этих связей для обмена опытом и социальной информацией.
Социальные системы предприятий могут быть как формальными, так и неформальными. Формальные системы подчинены строгим правилам, отражают в себе специфику следования установленным нормам и ценностям, которые нельзя нарушать, поскольку за этим может последовать вполне логичное наказание. Неформальные социальные системы отражают особенности межличностных отношений между индивидами, когда, помимо профессиональных отношений, их начинают связывать и иные формы взаимоотношений друг с другом.
Значение социальной системы на предприятии состоит в том, что в ней как раз и проявляется тот самый синергетический эффект. Это – результат совместной деятельности членов организации, который в обязательном порядке ориентирован на эффективность, на целедостижение. В системе результаты более успешны и видимы, чем в тех организациях, где присутствует разрозненность и неорганизованность действий того же числа индивидов, если они не связаны друг с другом. Таким образом, социальная система предприятия подразумевает наличие особой связи между членами организации, а также особого комплекса мер и правил, которым каждый член предприятия должен следовать для поддержания благоприятной среды и развития системы.
Социальная система обладает некоторыми компонентами, которые отражают особенности ее развития и специфику деятельности. К компонентам относится цель организации, признаки предприятия, свойства и функции, которое выполняет само предприятие в целом и, в частности, его члены, а также элементы и связи в особой структуре, иерархичность (имеются структуры управляющие и структуры управляемые), время и пространство, механизмы и процессы, которые реализуются членами предприятия в определенный промежуток времени.
Предприятие как социальная система
Поскольку мы живем в период достаточно активно расширяющихся рыночных отношений, это логически ведет к тому, что постепенно происходит увеличение социальных организаций, а также усиление их роли в жизни общества. Большая часть людей выступают в некоторых ролях: это владельцы, руководители или сотрудники многочисленных организаций, каждый из которых берет на себя особую степень ответственности и уровень обязательств в рамках организации, в которой он находится.
Предприятие как социальная система ориентировано на то, чтобы отражать некоторые структурные компоненты. Она включает в себя несколько типов групп (формальные и неформальные), а также ценности и нормы, интересы и полномочия, множество каналов, через которые происходит передача полномочий, опыта и знаний, полученных результатов. Все эти элементы структуры являются мягкими, отражают особенности внутреннего содержания структуры, могут также ориентироваться на все изменения, происходящие в сообществе.
Система организации включает в себя управленческие компоненты, которые так или иначе должны контролировать и регулировать внутренние процессы и явления, а также отражать специфику социальных связей, которые образуются внутри предприятия. Система управления предприятием включает в себя несколько взаимосвязанных элементов: это органы управления, которые одновременно являются субъектами и берут на себя некоторые должностные обязанности, а также входят в подразделения, определяя специфику их обязательств и деятельности. Второй элемент – это коммуникационные каналы, через которые происходит передача опыта и информации, необходимых для того, чтобы в рамках предприятия сохранялась стабильность и возможность для каждого члена развиваться, расширять границы собственных знаний, умений и навыков. Третий элемент в структуре предприятия – это вся совокупность методов и технологий, норм и правил, процедур и предписаний, которые определяют поведение того или иного работника, а также порядок исполнения тех или иных действий, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности и эффективности организации.
Таким образом, структура предприятия – это сложная совокупность объектов и субъектов, которые тесно связаны друг с другом посредством методов и предписаний.