Формирование и развитие правосознания
В ходе любой деятельности человека возникает и проявляется в ней сознание, поэтому назначение правового сознания понятны из результатов деятельности его субъектов.
Основными функциями правосознания, по мнению Р.З. Лившица, является познавательная, оценочная, регулятивная.
Какая-то определенная сумма юридических знаний, как результат мыслительной деятельности, соответствует познавательной функции и выражается в понятии «правовая подготовка».
Те или иные стороны правовой жизни могут вызвать у человека определенное эмоциональное отношение, что будет являться уже оценочной функцией. Ценным будет являться то, что подвергается выбору и предпочтению, что служит объектом желания и целей деятельности.
Правосознание имеет четыре вида оценочных отношений:
- к праву и законодательству;
- к правовому поведению социума;
- к органам правоохраны;
- личному правовому поведению.
Регулятивная функция правосознания, по мнению В.И. Каминской, осуществляется через правовые установки и ценностно-правовые ориентации. Регуляция имеет свой результат – правомерное или противоправное поведение.
Исследования в экспериментальном плане разных групп и слоев населения, показали, что узловым компонентом правосознания является ценностное отношение к закону.
Правосознание – это:
- источник, отражающий объективные потребности развития общества;
- обязательный инструмент реализации, воплощения в жизнь;
- средство оценки соответствия поведения нормам права.
С помощью правового сознания осуществляется оценка поведения и решения в правовой сфере. Какое поведение – правомерное или противоправное – будет являться результатом оценки.
В том случае, если это противоправное поведение совершило должностное лицо, оно будет расцениваться как нарушение законности.
Виды правосознания различны, например, В.В. Лазарев подразделяет его по субъектам и выделяет индивидуальное, групповое, общественное.
Индивидуальное и групповое правосознание носит социальный характер, а общественное и групповое вне индивидуального правосознания не существуют.
Общественное сознание может существовать в различных формах, при помощи которых люди осознают природу, их окружающую и общество.
Обычно выделяют политическое, моральное, эстетическое, этическое, религиозное, правовое сознание.
Правосознание имеет некоторые особенности, которые, по мнению В.Н. Хропанюк, выражаются в способе отражения явлений общественной жизни.
Осознаются правовые явления жизни через специальные понятия и категории, такие как правомерность, неправомерность, правоотношение, законность.
Оценка окружающего мира с точки зрения нравственности происходит с помощью таких понятий как добро, зло, справедливость, несправедливость, честь, достоинство.
Таким образом, правосознание является важным фактором развития законодательства, реальности, прав и свобод граждан.
Исторический процесс возникновения социальных норм
На ранних стадиях своего развития жизнь общества строилась на естественном самоуправлении, соответствовавшем уровню развития человека как общественного существа.
Позже, основным инструментом организации общественной жизни, становится государство.
Для первобытного общества характерны были свои определенные правила поведения – социальные нормы. Это, в основном, были обычаи, ставшие привычкой из-за их многократного применения на протяжении длительного времени.
Обычаи стали естественной жизненной потребностью людей и играли роль регулятора общественных отношений, являлись нормами первобытной морали и религии.
Первобытные обычаи исходили от рода и выражали его интересы и волю. Действие их происходило в силу привычки и на добровольных началах.
Отсутствовали специальные органы, которые бы охраняли их незыблемость, а к нарушителям применяли либо убеждение, либо принуждение. Не существовало различия между правами и обязанностями, право воспринимали как обязанность, а обязанность как право.
Таким образом, в догосударственном обществе нормы поведения и общественная власть соответствовали зрелости самого человека, экономическому, социальному, интеллектуальному, культурному и духовному уровню.
По мере развития экономических и других отношений идет развитие и права, которое становится регулятором усложняющихся общественных отношений. Регулировать, значит определять поведение людей и коллективов, давать направление развития, вводить в определенные рамки, упорядочивать.
Очень важной является начальная точка, с которой начинается развитие социального регулирования, это важно для понимания его особенностей.
Социальное регулирование в первобытном обществе ещё не имело самостоятельного развития, оно было связано с природой и зависело от стихии естественных её сил. Система социального регулирования этого общества была примитивная, но в то же время самобытная, адекватная тогдашним условиям.
Современные представления о социальном регулировании к ней не применимы. Социальное регулирование в первобытном обществе было направлено на обеспечение сплоченности рода, и отдельный человек не выделялся как автономная личность, не обособлялся от «целого».
Система социального регулирования отличалась монолитностью и суровостью, даже жестокостью. Она сковывала индивидуальную инициативу, не давала широких возможностей для социальной активности человека и выступала в виде строгих и обязательных мононорм-обычаев.
Их естественный природный характер не требовал институционного нормативного регулятора, связанного с принуждением, обеспечивающимся специальным аппаратом. Мононормы, существовавшие в форме норм - обычаев по своим регулятивным свойствам отличались особенностями, например, в какой последовательности выражались запреты, позитивные обязывания, дозволения.
При формировании норм-обычаев, как указывает литература, первоначально шло формирование запретов и только потом появились позитивные обязывания и дозволения.
Правосознание и влияние на него социальных норм
Условием реализации социальных норм, реализации прав, свобод, обязанностей является высокий уровень правосознания.
Невозможно жить в обществе и быть свободным от принятых в этом обществе социальных норм.
Добровольное выполнение общественных обязанностей является условием развития демократии, а ответственность личности перед обществом и государством, сознание этой ответственности будет являться важнейшим элементом правосознания.
Уважение к праву и закону тогда становится личным убеждением человека и превращается в привычку и навык. Общие правила помогают в достижении единого порядка в общественных отношениях и резко сужают возможности для господства случая и произвола.
В результате происходит достижение главной цели социального регулирования – упорядочение социальной жизни.
Роль правового регулирования в России, включая социальные нормы, находится не на должном уровне, одной из причин которого является низкий уровень правосознания в обществе.
Правосознание на поведение людей оказывает значительное мотивационное воздействие, потому что содержится оно в общественном мнении и оказывает влияние на общественные отношения.
Для социальных норм и норм права характерно тесное взаимопроникновение, а это имеет большое значение для воспитания правосознания.
Основная часть населения России соблюдают социальные нормы и нормы права добровольно, без принуждения со стороны государства. Социальные нормы, несмотря на их специфические черты, охватывают все сферы общества, а не только определенную её часть как норма права, а это значит, что оказывают влияние и на правосознание самого общества.
Право своими корнями уходит в обычаи, традиции, ритуалы, являющиеся частью социальных норм. Процесс этот взаимообратный – социальные нормы оказывают влияние на правосознание и правосознание, в свою очередь, влияет на реализацию регулятивной функции социальных норм, или понижая, или повышая её. Таким образом, отрицать влияние социальных норм на правосознание просто не имеет смысла.