Понятие социального института в духовной сфере
Духовная сфера жизни общества включает:
- духовное производство (создание духовных идей и ценностей);
- духовное воспроизводство;
- распределение духовных идей и ценностей;
- потребление духовных идей и ценностей.
Духовное производство составляет «сердцевину» каждого духовного социального института:
- института науки;
- института религии;
- института культуры и искусства и т.д.
Духовное производство с социологической точки зрения рассматривается как институционализированная духовная деятельность определенных групп людей (художников, ученых, деятелей церкви и т.д.).
Функции духовного производства:
- Социально-интегративная функция. Включение индивидов и групп людей в систему духовных и социальных связей и отношений.
- Производство новых идей, знаний, технологий духовного творчества. Создание оптимальных условий для творческой деятельности.
- Производство общественного мнения. Рассматривает способы активного формирования общественного мнения в необходимом для тех или иных структур направлении.
Духовное производство тесно связано с институциональными формами, так как только в них духовная деятельность приобретает нормативно выраженный и организованный характер.
В определенных условиях институционализация духовной деятельности является средством социального контроля или изоляции воздействия свободного духовного производства.
Институт науки
Социология науки рассматривает науку как социальный институт, изучает механизмы включения его в систему взаимодействия общественных структур, место в обществе, деятельность научных сообществ и их интеграцию в разнообразные виды и формы материального и духовного производства.
Для полноценного и нормального функционирования института науки необходимы следующие обязательные принципы (Р. Мертон):
- Универсализм – истинность и объективизм знания не зависят от способа его получения.
- Всеобщность, или коммунализм – научное знание должно быть общедоступно.
- Бескорыстность – нельзя использовать научные знания ради личных интересов.
- Организованный скептицизм – необходима критическая оценка результатов научной работы научным сообществом.
Аспекты изучения науки как социального института:
- внутриинституциональный аспект: рассматриваются формы и сферы научной деятельности, учреждения и организации для функционирования научных сообществ и коллективов, нормативная база научной деятельности, социальные подходы к работе ученых (в том числе, ценностные предпочтения и ориентации, типы социального поведения);
- внешнеинституциональный аспект: рассматривает место института науки в обществе, его взаимодействие с другими социальными институтами.
Рассмотрение науки в качестве социального института предусматривает характеристику ее:
- социальных ролей;
- социальных функций;
- социального контроля.
Функции института науки:
- производство и генерирование научных знаний;
- креативно-практическая функция;
- взаимодействие с институтами производства и управления;
- коммуникативная;
- культурно-мировоззренческая.
Институт религии
Уровни изучения института религии:
- Ценностно-нормативный. Представляет собой совокупность верований, предписаний, символов относительно священных предметов и явлений.
- Поведенческий – отправления культа, поведение верующих.
Задачи социологии религии:
- Изучать религию в качестве социального института, его место в обществе.
- Исследовать религию неангажированно и объективно.
- Рассматривая взаимосвязь института религии с другими духовными институтами отказаться от их противопоставления.
- Анализировать социальное поведение включенных в сферу деятельности института религии других социальных общностей.
Функции института религии:
- интегративная, способствует сплочению больших групп людей вокруг определенных религиозных символов, обрядов, ценностей и т.д.;
- нормативная, религия имеет собственную систему стандартов и норм поведения, приводит их в соответствие с действующими в обществе;
- коммуникативная.