Сущность девиантного поведения
Девиантное поведение – это поведение человека, которое не соответствует официально установленным и фактически принятым в обществе стандартам, нормам.
Также его интерпретируют как социальное явление, которое выражается в массовых формах человеческой деятельности, которые не соответствуют официальным или фактически сложившимся нормам и стандартам.
Диленквентное поведение – это антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Объективные факторы возникновения социальных девиаций
На поведение людей сильно влияют социальные факторы. Различные теории рассматривают девиантное поведение внутри контекста общественных норм и процессов, которые господствуют в данном обществе. Все социальные девиации подчиняются социальным закономерностям и не зависят от времени и общества. Часто их можно прогнозировать и даже управлять ими.
Э. Дюркгейм для пояснения социальных девиаций предложил так называемую концепцию социальной аномии.
Социальная аномия – это состояние общества при дезорганизации социальных норм и институтов, неопределённости и нестабильности условий человеческого действия, расхождении между провозглашаемыми обществом целями и доступностью для массы людей законных средств их достижения.
Можно отметить, что Э. Дюркгейм сильно сомневался в объективной природе социальных отклонений и утверждал «нормальность» преступности.
Формированию девиантного поведения также способствует конфликт между целями и средствами их достижения. При этом личность начинает искать незаконные способы адаптации. Такое обстоятельство в некотором роде может объяснить высочайший уровень преступности среди низших слоев населения.
Другими объективными факторами, влияющими на возникновение и формирование социальных девиаций, можно признать:
- различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение их ожиданий;
- несоответствие распределения благ и личных качеств людей;
- влияние на развитие личности девиантной субкультуры и отклоняющегося обучения.
Субкультура – это целостное социальное явление, которое состоит из ряда оригинальных признаков: специфического и оригинального набора ценностных ориентаций, статусной структуры и набор источников информации, которые выбираются максимально часто. Также членов субкультуры объединяют способы времяпрепровождения, манера одеваться, жаргон и прочие актуальные признаки.
Другим очевидным фактором, который формирует различные девиации является неясность связи между концептами «профессия – девиантное поведение». Доказано, что профессиональная среда существенно влияет на личность. Выделяют такие негативные феномены, как профессиональный стресс, профессиональная деформация личности, которые могут существенно пошатнуть установленные формы поведения.
Наряду с рассматриваемыми факторами можно выделить субъективные причины девиантного поведения. Согласно теории стигматизации девиации являются следствием того, что общество или социальная группа «наклеивает на личность» ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактно установленными правилами. Таким образом, у личности формируется первичная девиантность и постепенное вторичное отклоняющее поведение.
Наконец, одной из главных субъективных причин возникновения девиантного поведения можно назвать отношение самой личности или группы людей к социальным нормам.
Например, чтобы оправдать собственное поведение, человек может выбирать способы нейтрализации социальных норм, а именно:
- ссылаться на преданность дружбе;
- отрицать наличие жертвенного компонента;
- оправдывать собственное поведение провокациями со стороны жертвы;
- отрицать фактический вред собственного поведения.
Один из современных отечественных исследователей Ю.А. Клейберг исследовал подростковую девиантность, раскрывая девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам.
Согласно его теории девиантное поведение является специфическим способом изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личности отношения к базовым ценностям.
Достаточно часто девиантное поведение обусловливается внутренним протестом человека и поясняет наличие у него внутреннего конфликта, мешающего нормальной социальной адаптации и взаимодействию в обществе, выполнению социально значимых функций и реализации ролей.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что социально – психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между социумом и личностью. С одной стороны человек видит, что в самом обществе имеются серьезные причины отклоняющегося поведения. Примером может быть социальная дезорганизация и социальное неравенство.
Существующие социологические теории не могут объяснить, почему в одних и тех же условиях разные люди проявляют различные формы девиантного и нормативного поведения. Не каждый человек, не имеющий материальных благ проявляет стремление к преступлениям и пр. Но при этом социальные условия во многом определяют характер социальных девиаций и их последствия.