Характеристика видов межличностного воздействия
Социальное воздействие осуществляется в отношении людей на различных уровнях. Наиболее распространенным является межличностное воздействие. Оно, как правило, распространено во взаимодействиях между двумя людьми, либо в малых группах. Тем не менее, несмотря на немногочисленность участников, межличностное воздействие является достаточно сложным и многоаспектным процессом, который не сводится исключительно к вербальным взаимоотношениям, а также к убеждениям при помощи элементарных аргументов.
В межличностном воздействии участники могут применять разные стили влияния, а также разнообразные средства для оказания давления на индивида, его мнение, установки и волю, мировоззрение и ценности. Нередко воздействию поддаются те люди, которые изначально осознают, что они не могут жить без такого влияния, и что их мнение должно формироваться согласно точки зрения тех, кто их непосредственно окружает.
Те, кто оказывает воздействие, используют множество стратегий для того, чтобы реализовать его на межличностном уровне. На сегодняшний день эти виды воздействия схожи с некоторыми психологическими механизмами, поскольку и те, и другие влияют на внутреннее состояние человека, в первую очередь, на его психику, мотивации, желания и стремления. Таким образом, существует несколько видов воздействия на межличностном уровне, которые рассматриваются современными зарубежными и отечественными учеными:
- Лесть и заискивание перед индивидом – как правило человек, которому адресованы эти чувства, испытывает эмоцию удовлетворения и счастья, а также чувство собственной значимости и нужности отдельным индивидам. Как правило, если человек хочет добиться какого-либо результата, то он не употребляет грубую лесть: это тщательно замаскированная лесть, которая схожа с вежливостью и обходительностью. Выражается в виде комплиментов, слов одобрения и поддержки);
- Угрозы и запугивание – виды социального воздействия в межличностных отношениях, когда один человек стремится вызвать чувства страха и тревоги у другого, тем самым стремясь достичь свои определенные цели. Испуганный человек легче поддается влиянию, а чтобы угрозы не реализовались, он будет выполнять абсолютно любые действия, которые требует от него другой. Запугивание также может быть не явным, а завуалированным. Это значит, что человека просто предупреждают о возможных последствиях, но делают это, надавливая на самые болезненные точки человеческой личности;
- Самовосхваление и самореклама – это возможность человека повышать свой статус и значимость в глазах других путем собственного восхваления. Таким образом, он умышленно или неумышленно, но влияет на мнение окружающих, в какой-то степени навязывает свою точку зрения, подчеркивая, что он очень значим, и что его фигура имеет определенный вес в некоторых кругах.
Виды влияния по Д. Френчу и Б. Равену
Виды воздействия на человека или обширную группу людей рассматриваются такими исследователями, как Д. Френч и Б. Равен. Они рассмотрели влияние точки зрения сил, которые действуют в современном обществе, и которые в той или иной степени заставляют индивидов им подчиняться, принимать на себя новые роли, социальные действия и воздействия.
Во-первых, это сила наказания и вознаграждения за осуществленную деятельность в конкретный промежуток времени. Такой вид воздействия можно объяснить цепочкой «стимул-реакция». Совместное применение символов отражает принцип кнута и пряника. Например, если индивид выполняет свою деятельность успешно, эффективно и вовремя, то он получает вознаграждение. Он убежден, что если его работа будет недостаточно хороша, то единственный способ добиться желаемого результата – это наказание. Оно будет стимулировать человека в следующий раз работать более усердно, или подчиняться тем общим установкам, которые приняты в конкретном сообществе. Наказание или вознаграждение осуществляет тот, кто обладает большими полномочиями и властью – например, руководитель или представитель властей.
Экспертное влияние – как правило, его могут оказывать отдельные люди или более обширные организации, которые обладают опытом, умениями и знаниями в отдельных вопросах и сферах. То есть, они владеют тем набором информации, которая, как правило, недоступна непрофессионалам. Этот тип влияния в нередких случаях является разновидностью другого – информационного воздействия на индивида или более широкие социальные и профессиональные группы, которые также оказываются под влиянием извне.
Третий вид социального воздействия – референтное влияние. Оно предполагает, что воздействие исходит от человека или группы, с которыми сам индивид соотносит себя. Референтная группа – это образец, объект для подражания, идеал, к которому стремится человек в своем развитии и деятельности. По этой причине он считает всю совокупность установок, норм и ценностей этой группы единственной правильной и целесообразной. По сути, референтное воздействие – это воздействие со стороны авторитета, который обладает особыми чертами и характеристиками, которые отдельным людям или группам кажутся уникальными, особенными, и которым хочется следовать, поскольку они в той или иной степени совпадают с установками самого человека.
Нельзя не упомянуть ту силу и власть, которой владеет закон. Именно в нем содержатся все предписанные правила поведения, которые влияют на действия индивида, регулируют его межличностные отношения, групповые связи и в целом установки, которые могут соответствовать или не соответствовать требованиям.
Во втором случае человек вынужден осуществлять изменения в своих ценностях, в своих взаимоотношениях, менять в целом видение тех или иных ситуаций и процессов. В противном случае, по закону, ему могут назначаться наказания, которые скажутся на его последующей жизни и повседневности. Все виды социального воздействия нацелены на то, чтобы подавить в некотором смысле некоторые мотивы человека и создать из него индивида, которым будет проще управлять, и с помощью которого можно будет добиваться желаемого результата.