Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы социального воздействия

Сущность методов социального воздействия

Механизмы и методы социального воздействия (влияния) – это процессы и явления, которые отличаются своей универсальностью и, что самое главное, эффективностью и действенностью вне зависимости от того, на какие сферы жизнедеятельности человека они в той или иной степени направлены. Специалисты в управленческой деятельности отмечают, что методы социального воздействия невозможно заменить ничем иным, поскольку исключительно от них зависит весь ход развития событий и, как правило, результаты, к которым приводят такие воздействия.

Специалисты задаются вопросом о том, что в большей степени влияет на мнение человека, и что может придать сообщению или посылу убедительность, которая подталкивает людей следовать ему. Изучая эти вопросы, они выделили несколько основных методов (механизмов) социального воздействия на общество и отдельного человека:

  1. Взаимный обмен;
  2. Обязательность и последовательность;
  3. Социальное доказательство;
  4. Благорасположение;
  5. Авторитет.

Социологи и социальные психологи неоднократно стремились к тому, чтобы доказать людям, насколько сильно их поведение и мировосприятие зависит от социального окружения. При этом, сами специалисты отмечают, что они сталкиваются с некоторыми проблемами, и даже непреодолимым барьером: поведение людей объясняется с точки зрения их личностных качеств, и поэтому некоторые внешние факторы зачастую попросту не учитываются. Тем не менее, социальное воздействие на личность – это неопровержимый факт, но крайне важно осознавать, какие из методов оказывают положительное воздействие, а какие могут в той или иной степени негативно сказаться на жизни человека, его личности, психологическом состоянии.

Замечание 1

Возвращаясь к методам социального воздействия, необходимо обратить внимание на то, что данные механизмы, которые мы перечислили чуть выше, были выделены в результате исследования, проведенного Робертом Чалдини.

«Методы социального воздействия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В следующей части статьи мы дадим более подробные характеристики данным механизмам, а также актуализируем некоторые аспекты, которые соответствуют этим методам и механизмам социального воздействия, где они более уместны, а в каких ситуациях не должны быть восприняты.

Характеристики методов социального воздействия

Замечание 2

Характеризуя методы социального воздействия, необходимо акцентировать внимание на том, что они могут быть задействованны как в определенном тандеме, так и по отдельности, в зависимости от того, в каких условиях, и при каких ситуациях они применяются в рамках социального воздействия.

Первый метод социального воздействия – это взаимный обмен. Он определяется тем, что человек, получая в отношении себя что-либо, ощущая на себе действие, стремится к тому, чтобы проявить ответную, взаимную реакцию. То же самое касается и ситуаций, когда мы сами осуществляем какую-либо деятельность, и ожидаем ответных мер. В основном, это специфично и относится к характеристике социальных связей, поскольку мы ориентированы на определенный результат, и во взаимодействии с другими людьми, через взаимный обмен может достичь его гораздо быстрее, сделав деятельность эффективной и значимой для всех сторон взаимодействия.

Правило взаимного обмена обладает особенностями. Оно универсально, и, как правило, навязывает долги. Оно не зависит от человеческой воли, поскольку чувство это заложено глубоко в психике человека, и может быть спровоцировано в случае, если мы совершаем что-либо и ждем ответ на свои действия; или наоборот – для нас сделали что-то, и на подсознательном уровне мы понимаем, что должны ответить человеку тем же.

Обязательство и последовательность – второй метод. Человек в своих действиях и поступках очень последователен, это касается также его слов и суждений. Общество в целом достаточно высоко ценит тех людей, которые постепенно добираются до эффективного результата, учитывают все особенности сложившихся ситуаций. Также важны и обязательства. Например, если человек испытывает ответственность, он в обязательном порядке исполнит все обещанное, и это лишь сделает его более авторитетным, придаст ему статус человека, которому можно доверять. В дальнейшем это поможет ему сильнее влиять на тех, на кого он уже произвел впечатление, вести за собой людей, быть их лидером.

Социальное доказательство – это метод, которым в основном пользуются маркетологи. Они стремятся преподнести товар или услугу таким образом, чтобы продемонстрировать все ее положительные черты и преимущества перед конкурентами. Вместе с тем, им важны также реальные доказательства и отзывы, которые продемонстрируют остальной части сообщества, что этот товар или определенная услуга в действительности очень значимы и могут также положительно повлиять на жизнь других людей.

Благорасположение – четвертый метод социального воздействия. Сущность которого заключается в том, что мы чаще всего соглашаемся выполнять определенные доказательства и требования тех людей, которых мы хорошо знаем, или которые вызывают в нас положительные эмоции – симпатию, дружеские чувства, любовь. Поэтому этот метод очень значим, так как по сути необходимо не заставить, а подтолкнуть человека к тому, чтобы он проявил к нам благорасположение, тогда будет проще повлиять на его точку зрения или мнение, изменить ее в собственную пользу.

Еще один метод – это авторитет. Человек больше доверяет тому, кто уже имеет власть, авторитетен в широких кругах, о ком отзываются, преимущественно давая положительные оценки. Авторитет сегодня играет значимую роль, поскольку без него довольно сложно достигнуть результата и повести за собой группу людей, которая также будет разделять мнения и позиции индивида или социальной группы. Авторитет можно зарабатывать поступками, убеждениями, своей уверенностью и знаниями. Также на авторитет влияют внутренние качества человека, его харизма, так как сегодня умения выйти из сложной ситуации, продемонстрировать самого себя играют очень важную роль в восприятии окружающими.

Дата последнего обновления статьи: 04.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot