Факторы, тормозящие развитие социального предпринимательства
Проблемы в развитии социального бизнеса в России обусловлены демографическими, социальными и экономическими причинами.
Возникающие некоммерческие предприятия не получили должного развития. А присутствующая практика корпоративной социальной ответственности проявляется либо под государственным давлением, либо в качестве корыстного интереса предпринимательства.
На протяжении долгого времени ни бизнесмены, ни граждане не показывали приверженности к социальной солидарности.
Развитие социального предпринимательства в России обусловлено:
- низким уровнем эффективности решения социальных проблем государственными структурами;
- созданием на рынке конкурентной среды с целью повышения качества товаров и услуг;
- необходимостью повысить чувство ответственности, уровень сознательности, сопричастности у граждан путем вовлечения их в социальную деятельность;
- возможностью быстро сглаживать наиболее острые вопросы общества.
Развитию социального предпринимательства препятствовали следующие факторы:
- отсутствие у некоммерческих организаций необходимых знаний и навыков работы в предпринимательской сфере;
- отсутствие нормативного регулирования;
- слабый уровень развития гражданского сознания населения;
- отсутствие необходимых программ поддержки на федеральном уровне;
- высокие налоги;
- экономическая нестабильность;
- высокий уровень коррупции.
Проблемы развития социального предпринимательства в России
В России социальное предпринимательство в последние годы усиленно развивается, благодаря чему большие массы незащищенных слоев населения трудоустраиваются, вовлекаются в бизнес, расширяется инфраструктура регионов и городов. Однако этому процессу препятствуют низкая освещенность деятельности социальных предприятий, невозможность проектов охватить широкие массы населения, отсутствие соответствующих нормативных актов.
Большинство предприятий, ассоциирующих себя с «социальным предпринимательством» в мировую практику не интегрированы, и, в большинстве случаев являются местными, решающими проблемы местного сообщества или собственной группы.
Устранение ряда недостатков – урегулирование законодательной базы в вопросах социального предпринимательства, усиление финансирования и государственной поддержки на федеральном уровне, окажет благоприятное воздействие на формирование и дальнейшее развитие крупных социальных проектов, деятельность которых поможет значительно уменьшить актуальные общественные проблемы.
Часто социальное предприятие воспринимается общественностью как бизнес, построенный на человеческом несчастье. Для устранения этого негативного отношения необходимо сформировать в глазах населения и чиновников «светлый образ» социального предпринимателя.
Предприниматели нуждаются как в нормативно-законодательной защите, так и в общественной поддержке, признании своей работы.
Финансовые проблемы социального предпринимательства обусловлены сложностью получения грантовой поддержки. Это сложный процесс как для среднего и малого бизнеса, так и для крупных компаний. Для получения гранта необходимо соблюсти ряд условий: наличие от 1 до 3 лет работы, официальный стаж в социальной сфере, наличие в кадровом составе компании юриста, бухгалтера и др., объемная заявка и т.д.
Некоммерческие организации ограничены в своей деятельности даже после регистрации. Не хватает организационно-консультационной и информационной поддержки.
Часть функций по предоставлению социально значимых услуг государственные органы передали социально ориентированным некоммерческим предприятиям, с возможностью получать плату за оказанные услуги. Следовательно, для успешной работы поддержка таких организаций тоже должна осуществляться на высоком, должном уровне.
Необходимость развития социального предпринимательства в России обусловлена низким уровнем жизни населения, высокой криминогенной обстановкой в отдельных районах, безработицей, алкоголизмом, наркоманией и некоторыми другими факторами.
Корпоративная социальная ответственность
Наиболее популярным видом социального предпринимательства в России является корпоративная социальная ответственность коммерческих компаний. Она заключается в выполнении компаниями предписанных законом обязательств, готовность нести необходимые расходы, а также необязательные расходы на социальные нужды сверх норм, установленных трудовым, налоговым, экологическим и др. законодательствами, предписанных собственными этическими и моральными соображениями.
Корпоративная социальная ответственность берет на себя определенные обязательства перед общественностью. Однако, часто это только способ заручиться поддержкой государства в корыстных целях. За свою деятельность компании берет на себя риски и стремиться снизить негативное воздействие на окружение и экологию.
Пути решения проблем социального предпринимательства
Исходя из основных факторов, препятствующих развитию социального предпринимательства можно выделить способы по их устранению:
- оградить социальных предпринимателей от существующей бюрократии;
- упростить регистрацию некоммерческих организаций;
- сократить количество контролирующих органов и число проверок;
- уменьшить налоги;
- разработать отдельную систему кредитования и грантов для малого и среднего бизнеса;
- предоставить возможность получения консультаций, помощи по вопросам регистрации и функционирования предприятия в любое удобное время.
На сегодняшний день отсутствуют законодательные акты, регулирующие все вопросы, касающиеся социального предпринимательства.
Для распространения социального предпринимательства необходима поддержка не только на уровне регионов, но и на федеральном уровне.
В 2012 году был зарегистрирован товарный знак «Продукция социального предпринимателя», помогающий населению распознать товары и услуги, предоставленные социальными предприятиями.
Ежегодная премия «Импульс добра» способствует формированию признания у населения к деятельности социальных предпринимателей.
Все больше разных фондов и компаний с целью выявления, и поддержки социальных проектов и бизнеса проводят различные конкурсы: «Герои перемен», «Социальный предприниматель», Social Impact Award и др.