Сущность понятия «социальное поведение»
Социальное поведение человека выступает одним из объектов изучения социологической науки. Исследования в данной области начали проводиться еще с середины 19 века, и, помимо понятия «социальное поведение» в один ряд с ним встали такие элементы, как социальное действие и взаимодействие.
Социальное поведение – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.
Социальное поведение дает характеристику поведению личности или социальных групп в тех или иных условиях, в той или иной социальной ситуации и среде. Социальное поведение может быть в разных ситуациях нехарактерным. Например, какое-то количество депутатов принимают участие в работе Государственной думы, то есть активно занимаются политической деятельностью. Но их поведение неоднозначно, так как одни заинтересованы в своей деятельности, а другие игнорируют свою деятельность и обязанности, пребывая на работе только «для галочки», потому что так нужно для получения выгоды.
Также по-разному можно охарактеризовать поведение участников массовых событий. К примеру, одни участники демонстративно мирно следуют за колонной, а другие стремятся проявить свое девиантное поведение, нарушить правила, чтобы продемонстрировать отрицательный настрой к текущему режиму и стремление к переменам. Все эти действия также попадают в поле зрения категории «социальное поведение». Иными словами, все люди в равной степени являются участниками социально-политического события, но каждый участник ведет себя по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей и мировоззрения.
Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.
Уровни социального поведения
В социологической и психологической науках исследователи выделяют четыре ключевых уровня социального поведения субъекта или более широкой социальной общности:
- Реакция субъекта на имеющуюся в обществе социальную и актуальную ситуацию, а также на те или иные сменяющие друг друга события и процессы, которые носят целенаправленный или стихийный характер;
- Привычные для индивида или обширной социальной группы действия и поступки, которые выступают в качестве элементов поведения. В этих действиях и поступках выражаются устойчивые отношения одного субъекта с другими социальными субъектами;
- Целенаправленная последовательность социальных действий и поступков, которые происходят в условиях той или иной сферы жизнедеятельности с целью достижения субъектом более отдаленных целей. В жизни человека, на каждом этапе его существования такими целями могут выступать поступление в вуз, получение необходимой профессии, создание семьи, обустройство быта;
- Реализация ключевых стратегических целей в жизни индивида или более обширной социальной группы.
Социальное поведение контролируется при помощи ряда необходимых методов, которые необходимы для того, чтобы ожидания в отношении человека соответствовали реалиям. К методам относятся следующие:
- социальные нормы,
- правовые нормы,
- нормы морали и нравственности.
Таким образом, методами являются стандарты, формально и неформально предписанные и предусмотренные к соблюдению в обществе, не зависимо от того, к какому социальному, демографическому и возрастному слою относится личность.
Данные нормы могут привести или к общественному одобрению социального поведения, или наоборот, к общественному порицанию, которое влечет за собой наказания как на бытовом, так и на более высоком – законодательном уровне.
Социальное поведение ребенка
Социальное поведение ребенка является неотъемлемой частью его развития, и именно в нем отражаются все специфические черты данной демографической и социально-возрастной категории.
Социальное поведение у детей формируется в процессе их общения со взрослыми, которые являются носителями общественного и исторического опыта человечества. Таким образом, у детей появляется видный интерес к окружающему миру, к происходящим событиям, и формируется умение понимать других людей, оценивать их, их поступки.
Таким образом, социальное поведение ребенка и его взаимоотношения с другими людьми являются своеобразным уникальным видом вхождения детей дошкольного и школьного возраста в общество, в человеческий социум, а также умение выражать свои интересы, потребности и желания и согласовывать их с окружающими членами общества.
Социальное поведение ребенка формируется в различных субсферах. Во-первых, это непосредственно все окружение под названием «люди», «общество». Во-вторых, это несколько конкретных и более узких субсфер: субсфера «близкое социальное окружение», субсфера «дальняя социальная окружающая среда».
Социальное поведение любого ребенка, как дошкольного, так и школьного возраста, зависит от знания, а также от понимания детьми окружающего мира. Также социальное поведение напрямую зависит от людей, с которыми ребенок взаимодействует и общается, а также от людей, оказывающих влияние на социальное развитие ребенка. В зависимости от воспитания, которое получает ребенок в обществе, в семье, среди близких людей и друзей, социальное развитие и поведение будет или укладываться в социальные рамки, соответствовать нормам и правилам, либо будет выходить за рамки установленных социальных правил и норм, что приведет к проявлениям асоциального (девиантного поведения).
Итак, на социальное поведение ребенка, в первую очередь, влияет семья, личности его родителей и самых близких родственников (братьев, сестер). Во вторую очередь на социальное поведение детей оказывает влияние воспитатель или учитель. Затем социальное поведение формируется под воздействием большого количества социальных факторов, которые постепенно входят в жизнь ребенка по мере его взросления и развития.