Механизмы социального поведения
Механизмы социального поведения представляют собой социально-психологические регуляторы поведения. Благодаря этим регуляторам личность связана с социальной средой.
Поведение – это взаимодействие живых существ с окружающей средой.
Поведение по отношению к реальным условиям бывает адекватное и неадекватное.
Неадекватность поведения может иметь свои причины:
- слабые места индивида;
- патологическое состояние;
- дефекты воспитания и волевой регуляции;
- расщепление реальных и вербальных планов повеления.
В поведении различают два аспекта аффективный или импульсивный и когнитивный, т.е. интеллектуально-волевой.
Импульсивное поведение является рефлекторным – это наличие достаточно жесткой связи между стимулом и поведенческой реакцией. Эта реакция может проявляться как на генетическом уровне, так и из прошлого опыта индивида.
Для интеллектуального аспекта поведения характерно прогнозирование возможных последствий поведения, при этом идет анализ наиболее оптимальных его вариантов с критической оценкой достигнутых результатов.
Сформировать социальное поведение личности можно в процессе целенаправленного воспитания, в ходе социализации.
В процессе социализации А.В. Петровский выделил три стадии развития личности:
- адаптация;
- интеграция;
- социализация.
Адаптация человека обычно совпадает с детским возрастом. В этот период все воспитательное пространство – родители, воспитатели, учителя направлено на ребенка, как объекта общественных отношений. Это время вхождения в мир людей – ребенок овладевает знаковыми системами, нормами и правилами поведения, усваивает простые формы деятельности – идет обучение быть личностью.
Эта стадия не для всех детей проходит благополучно, в социализации могут быть затруднения, затруднения в усвоении социальных ролей. Частичное обособление индивида происходит на стадии индивидуализации, как правило, его вызывает некоторое его обособление.
Личность становится субъектом общественных отношений, способная проявить себя как уникальная индивидуальность.
Первая стадия в основном связана с усвоением, а вторая стадия уже с воспроизводством в индивидуальных формах.
Для индивидуализации характерны противоречия между результатом адаптации и потребностью максимально реализовать свои особенности. На этой стадии между людьми проявляются различия.
Под интеграцией понимается баланс между индивидом и обществом, интеграция субъект-объектных отношений личности с социумом. Этот процесс сложный, потому что развитие общества характеризуется противоречивыми тенденциями.
К счастью, для адаптации конкретного человека, есть оптимальные способы жизнедеятельности. На этой стадии идет формирование таких свойств, которые являются свидетельством принадлежности конкретного человека к определенной социальной группе.
В процессе социализации идет развитие пассивной и активной позиции индивида.
При пассивной позиции усваиваются нормы, и индивид является объектом социальных отношений, при активной позиции индивид не только воспринимает социальный опыт, но и выступает как субъект, способный интегрировать субъект-объектные отношения.
Социально-психологические механизмы: убеждение, подражание
Явления социальной психики формируются под действием социально-психологических механизмов, порождаемых общением.
Социально-психологическая литература основательно рассматривает такие механизмы, как убеждение, подражание, заражение, внушение.
Под убеждением понимается социально-психологический механизм общения, придающий личности уверенность в своих взглядах на окружающий мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждение имеет свою цель – превратить какую-либо информацию в систему установок и принципов личности через социально-психологическое воздействие. Поскольку убеждение ориентируется на критически настроенную личность, то условием убеждающего воздействия является заинтересованность самого человека получить определенную информацию, что-либо осмыслить.
Являясь одновременно элементом культуры личности, убеждение тесно связано с эмоциональной сферой человека.
Эффективность убеждающего воздействия, как считает А.Г. Ковалев, будет достигнута, когда:
- убеждение с его формой и содержанием соответствуют уровню возрастного развития личности;
- обязательный учет индивидуальных особенностей при формулировании убеждения;
- последовательность и доказательность убеждения;
- наличие в убеждении не только каких-то принципов и правил, но и конкретных примеров и фактов;
- убеждение должно опираться на опыт, знания, разум того, кого убеждают;
- убеждающий должен быть сам абсолютно уверенным в том, в чем убеждает.
Главный ориентир убеждения – формирование сознательной деятельности масс.
Следующим социально-психологическим механизмом общения является подражание. Г. Тард выделяет следующие виды подражания: подражания логические; внелогические; внутренние подражания; внешние подражания; мода; обычай и др.
По мнению А.М. Агальцова, подражание является воспроизведением образа с учетом опыта и обстоятельств воспроизведения. Его также определяют как механизм массового поведения и как творческий механизм «психологического наследования».
Особенно эффективно подражание реализуется в моде, которая представляет собой специфическую форму стандартизированного массового поведения. Возникает мода в основном стихийно под влиянием тех настроений, которые доминируют в обществе. К тому же мода, как считают специалисты, является средством социально-психологической компенсации неудовлетворенности.
Социально-психологические механизмы: заражение, внушение
Особым способом психологического воздействия является заражение.
Воздействие на личность происходит в процессе общения и осуществляется через эмоциональную сферу человека. Возникает этот социально - психологический механизм в местах большого скопления людей, например на стадионах, митингах, демонстрациях, поэтому характеризуется стихийностью.
Своими корнями заражение уходит в далекую старину и имеет многочисленные проявления. Это могут быть ритуальные танцы, массовые психозы, посвящения, спортивный азарт, религиозный экстаз и др.
Эмоциональное состояние от одного лица другому происходит на бессознательном уровне, потому что во время эмоционального заражения сфера сознания значительно сужается, критичность к происходящим событиям или поступающей информации, почти отсутствует.
Психологию заражения можно охарактеризовать как бессознательную, непроизвольную склонность человека к каким-либо психическим состояниям. Носитель эмоционального заряда – индуктор – является источником заражения.
Передаваемый индуктором эмоциональный заряд в каналах взаимодействия многократно усиливается, возникает психический фон заражения. Большое влияние на него оказывает величина аудитории и степень накала индуктора.
Внушение является ещё одним социально-психологическим механизмом поведения человека, характеризующееся снижением критичности к поступающей информации.
Индивид не стремится проверить достоверность этой информации, выказывая абсолютное доверие источнику. Это доверие и лежит в основе эффективности внушения.
Источниками внушения могут быть знакомые и незнакомые люди, радио, телевидение, реклама, пресса и др.
Если источник внушения является непорядочным, то внушение может быть опасным инструментом манипуляции поведением человека, потому что действует внушение на сознание и подсознание.
Наибольший эффект внушения характерен для людей с преобладанием ситуативного психического настроя и состояния неуверенности в себе.