В научной литературе термин «социальное партнерство» имеет неоднозначную и многоаспектную характеристику. Некоторые специалисты трактуют его как особый тип отношений между различными социальными группами и слоями; другие понимают его в виде отношений между государством, работниками и работодателями; третьи – представляют как специфический тип социально-трудовых взаимоотношений, характерный для рыночной экономики. Можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие уточняющие с другой стороны данное понятие.
Субъекты социального партнерства
В формировании и осуществлении социальной политики принимает участие большое количество субъектов. Их деятельность обусловлена конкретными социальными интересами и происходит строго на основании законодательной базы.
Объектом изучения для социальной политики является все население страны, отдельные его группы и индивиды, социальные общности отдельных уровней, имеющие определенные связи и контакты друг с другом.
В роли субъекта социальной политики выступают органы государственной власти, различные организации и учреждения, а также негосударственные организации, общественные движения и инициативные группы, связанные в той или иной мере с социальной политикой. К субъектам социальной политики также относятся:
- Законодательные органы власти;
- Исполнительные органы власти;
- Задачи;
- Цели;
- Нормативно-законодательная база социальной политики, проводимой государством
Нормы социальных отношений
Некоторые социологи-исследователи полагают, что объектом является пассивная, подчиненная и вторичная структура, не имеющая собственной активности и инициативы. В данном случае, объект социальной политики представляет всю социальную сферу общества, а также его качественные характеристики. К ним относятся богатство, уровень образования и здоровья, социальная устойчивость, конструктивность отношений между различными группа общества и другие показатели.
Одним из самых первых документов, устанавливающих нормы социальных отношений в РФ, стала «Декларация прав и свобод гражданина», которая была принята в 1991 году. В декабре 1993 года был принят основной закон РФ - Конституция, где устанавливалось построение социального государства и обеспечение достойной жизни для всех граждан. Каждый человек имеет безоговорочное право на труд, социальную защиту, бесплатную медицинскую помощь и образование, безопасность себя и своей семьи. Основные права были закреплены в законодательстве РФ, касающемся охраны жизни и здоровья, Трудовом Кодексе, Жилищном и Семейном кодексах, в законах «О занятости населения РФ», «О государственных пенсиях в России» и ряде иных принятых законах.
Социальная политика проводится на всех уровнях государственной власти: федеральном, региональном и муниципальном, а также на уровне предприятий и организаций.
Федеральный уровень устанавливает основу социальной политики: ее цели и задачи, принципы развития общества, основные способы и методы достижения поставленных задач.
Региональная социальная политика проводится с учетом данного конкретного региона: его особенностей в общественной структуре, экономических показателей. У каждого региона разные бюджетные возможности, в случае нехватки средств для выполнения своих обязательств перед гражданами, он получает федеральную помощь.
Социальная политика на региональном и муниципальном уровнях, направлена в первую очередь на решение конкретных проблем граждан, отдельных остро нуждающихся социальных слоев и граждан.