Функции социального партнерства определяются интересами всех трех сторон-участников: представительство и защита общих интересов в трудовой сфере, интересов предпринимателей и интересов наемных сотрудников. На социальное партнерство возложены три основные функции:
- Защитная функция: уравнивает шансы работников с работодателями, что обеспечивает недопущение внесение изменений в условия труда, ухудшающие их;
- Организационная функция обеспечивает гласность в обществе и четко регулирует порядок подписания договоров и соглашений;
- Миротворческая функция социального партнерства предусматривает на период действия трудового соглашения не допущение трудовых споров и конфликтов.
Прямые и косвенные функции
Социальное партнерство может урегулировать множество противоречий, возникающих периодически в социально-трудовой сфере. Однако оно не в состоянии влиять на главное противоречие в условиях рыночной экономики и частной собственности между трудом и капиталом. Различают также прямые и косвенные функции:
- Прямые функции ориентированы на обеспечение социальной стабильности и развития общества;
- Косвенные функции – это воздействие социального партнерства на все гражданское общество и на его гармоничное развитие, обеспечение социально-экономической безопасности и справедливости в данном обществе.
По этой причине государству отводятся важнейшие функции социального партнерства. В рамках трехсторонней комиссии государство должно принимать решения, которые выгодны и для работника и для работодателя. Ни чьи интересы не могут быть ущемлены. Это может привести к разбалансированности в социально-трудовой сфере, экономическим проблемам, социальным конфликтам.
При разработке законодательной базы государство должно провести ряд консультаций со всеми заинтересованными сторонами и на их основании выработать компромиссное решение.
Совершенствование социального партнерства
Дальнейшее совершенствование социального партнерства предполагает поэтапный переход от патерналистской модели к субсидиарной, которая выражается в ряде функций:
- Бесплатный доступ всех граждан к основным социальным услугам;
- Сокращение социального расслоения и неравенства в обществе;
- Перераспределение расходов государства в социальной сфере в пользу социально незащищенных групп;
- Предоставление гражданам высокого уровня социального потребления за счет государственных бюджетных доходов.
Реализацию данных принципов должны обеспечить усиление направленной социальной поддержки. Проведение реформ, снижающих качество жизни отдельных слоев и групп общества, недопустимо. Такие социальные блага, как образование и медицина, должны быть доступны для всех.
Международная организация труда считает, что государство должно выполнять следующие функции в трудовой сфере:
- Активно участвовать в процессе переговоров на всех уровнях. Трехсторонние консультации ведут к заключению трехсторонних соглашений, правительства также могут участвовать в двухсторонних переговорах, например, с профсоюзами.
- Оказывать определенное влияние на результаты двухсторонних переговоров между работодателями и представителями работников. Подобные переговоры чаще проводятся в период экономических проблем в государстве.
В настоящее время можно сказать, что в России при активном государственном участии создана и успешно работает система социального партнерства, существуют его основные институты и законодательная база, позволяющие вести диалог для достижения оптимального баланса интересов как работников, так и работодателей и социума в целом.