Основные формы социального партнерства
Социальное партнерство может осуществляться в различных формах:
- Коллективные переговоры – подготовка проекта коллективного договора, соглашения;
- Взаимные консультации в вопросах урегулирования трудовых отношений и других, напрямую связанных с ними отношений, обеспечение социальных гарантий работникам, совершенствование трудового законодательства;
- Участие сотрудников или их представителей в процессе управления предприятием;
- Участие работников и работодателей (либо их представителей) в разрешении возникших трудовых споров и конфликтов.
Существуют также и иные формы социального партнерства, в данной статье мы рассмотрим основные, которые применяются наиболее часто.
Первая форма является самой основной и распространенной формой социального партнерства является проведение коллективных консультаций и переговоров, в результате которых заключается коллективный договор.
Вторая форма также занимает важное место и значима. Данные консультации могут проводиться непосредственно в процессе выполнения взятых на себя сторонами обязательств, так и во время процедуры осуществления мониторинга выполнения уже подписанного коллективного договора или соглашения.
Также консультации возможны в процессе учета мнения профсоюзного органа и мнения представителя работодателя, при принятии местных нормативных актов, содержащие нормы трудового права. Также переговоры проходят при расторжении трудового коллективного договора с инициативы работодателя. Консультации проводятся путем прямых взаимоотношений сторон социального партнерства друг с другом, так и с участием специально созданных органов и комиссий. Основания и порядок проведения переговоров определяются непосредственно самими сторонами-участниками социального партнерства.
Практика применения форм социального партнерства
Работники организации имеют право на участие в управлении предприятием в установленных законом границах – это один из базовых принципов правового регулирования социально-трудовых отношений и отношений непосредственно связанных с ними.
Участие работников либо их уполномоченных представителей в процессе управления реализуется в формах, которые предусмотрены Трудовым Кодексом, различными учредительными документами, действующим коллективным договором либо локальными нормативными актами самой организации.
Для разрешения различных спорных ситуаций стороны трудового коллективного соглашения должны провести взаимные переговоры. В ходе переговоров все участники выражают свое мнение, и стремятся придти к общему решению, которое устраивает обе стороны. Социальным партнерством установлено также обязательное участие представителей работников и работодателей (либо их уполномоченных представителей) в разрешении конфликтных ситуаций.
Разрешение трудовых споров законодательство допускает когда, речь заходит об индивидуальных трудовых спорах, где сам работник из всех возможных вариантов их разрешения выбирает обращение в комиссию по трудовым спорам, создаваемую на предприятии по инициативе работников или работодателя из равного числа представителей обоих сторон. Представители работников в комиссию избираются общим собранием всех сотрудников данной организации или делегируются своим представительным органом с последующим утверждением на общем собрании. Представители работодателя назначаются в комиссию непосредственно самим руководителем организации. В формировании комиссии на принципах равноправия проявляются основы социального партнерства.