Социальное сопровождение
Существует особый вид деятельности, получивший название «социальное сопровождение». Это особый вид работы социальных служб и особый тип взаимоотношений со специалистами социальной сферы.
Под социальным сопровождением понимается целый комплекс мер, которые направлены на поддержание жизнедеятельности и развитие естественных способностей клиента к повышению своего социального статуса.
Социальное сопровождение включает обучение умению самостоятельно владеть подходами, социальными технологиями, практиками, которые предлагают специалисты социальной сферы.
При этом решаются такие важные задачи как:
- адаптация к условиям жизнедеятельности;
- выведение из кризисных ситуаций;
- повышение социального статуса;
- утверждение в социуме и нормализация отношений;
- избавление от вредных привычек и восстановление здоровья;
- самореализация клиента в обществе и семье.
Безусловно, эта деятельность осуществляется с помощью новейших технологий специалистами социальной сферы, психологами, педагогами, медицинскими работниками. Система социального сопровождения имеет цель – создание равных возможностей для инвалидов, пожилых людей, многодетных и неполных семей и др.
Социальное сопровождение строится по принципу помощи лицам в ней нуждающимся, чтобы стать конкурентоспособными в своей сфере, принимать активное участие в жизни общества и приносить пользу государству.
Люди с ограничениями в ходе социального сопровождения получают возможность самостоятельно решать, что, когда и как делать, получают возможность планировать и осуществлять свои планы.
Оказывая помощь клиенту по восстановлению независимого образа жизни, социальный сопровождающий пользуется различными методами, среди них – технологии, медицинская реабилитация, социальная адаптация, оккупациональная терапия и др.
Обучение компенсаторным приемам имеет несколько последовательных этапов:
- оценка возможностей клиента;
- создание плана, в котором ставятся цели, этапы занятий, приемы обучения, совместная деятельность, способы поощрения и награждения, закрепляющие меры полученных данных;
- сами занятия в соответствии с планом;
- заключительный этап.
Социальное сопровождение предполагает взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, потому что этот процесс содержит комплекс последовательных и целенаправленных действий. Они дают возможность понять ту жизненную ситуацию, которая у человека возникла, и обеспечить его саморазвитие на основе рефлексии.
Социальное сопровождение должно иметь четкие цели, оно не является сопровождением вообще. Можно назвать такие группы целей социального сопровождения: идеальная цель, под которой понимается социализация и развитие индивидуальности личности и цель процессуальная – это отражение актуальных потребностей личности в социально-педагогических средствах.
Социальное сопровождение всегда направлено на конкретного человека, оно всегда персонифицировано. Включающее в себя помощь и поддержку, сопровождение стимулирует человека к самостоятельности в решении возникшей проблемы. К субъектам социального сопровождения относятся члены ближайшего окружения клиента, профессионалы, осуществляющие свои профессиональные функции, волонтеры.
Должностные обязанности социального работника
В сфере социального обслуживания работают люди, имеющие высшее, начальное профессиональное, среднее специальное образование. Также к работе могут быть привлечены лица, не имеющие специальной подготовки.
Люди, нуждающиеся в обслуживании, называются подопечными. Статус подопечного приобретается при обращении в Совет ветеранов или в Комитет соцзащиты.
Те подопечные, кто не может заниматься самообслуживанием, определяются в дом престарелых. По просьбе подопечных сотрудник ЦСО может исполнять какие-либо определенные поручения, не входящие в перечень его обязанностей.
В сферу деятельности социального работника входит выяснение поручений, необходимых для исполнения. Сведения для каждого подопечного обязательно фиксируются в тетради, и на основании оценки его деятельности в конце года ему может быть присвоен или не присвоен разряд.
Установленные категории - пятая категория присваивается сотруднику с профессиональным образованием без требований к его стажу. Эту же категорию имеют служащие с полным средним образованием, но их профильная деятельность должна осуществляться на протяжении 3-х лет.
Шестую и седьмую категорию имеют сотрудники с высшим профессиональным образованием, требования к стажу тоже не предъявляются. Эта же категория присваивается служащим со средним специальным образованием, но в штате он должен находиться не менее 3-х лет.
Восьмую категорию имеют сотрудники со стажем не менее 5-ти лет и высшим специальным образованием.
Социальные работники, должностные обязанности которых прописаны в соответствующей инструкции, несут ответственность перед законом за свою деятельность. Знание основ психологии подопечных, владение приемами оказания первой помощи, необходимое условие его деятельности.
Кроме этого важно не только знать, но и соблюдать правила распорядка ЦСО, нормы и предписания по охране труда, производственной санитарии, технике безопасности, противопожарной защите.
Социальный работник имеет следующие профессиональные обязанности:
- оказание гарантированных государством услуг;
- выполнение имеющегося графика посещений;
- выявление нуждающихся в обслуживании граждан;
- анкетирование на предприятии с целью выявления нуждающихся;
- оформление документов на нуждающихся в обслуживании;
- конфиденциальность в отношениях с подопечными;
- выполнение поручений руководства ЦСО;
- предупреждение о наступлении нетрудоспособности;
- участие в общественной жизни;
- ведение документации, со своевременным внесением дополнений и изменений.
Для выполнения обязанностей социального работника совсем не достаточно иметь профессиональные знания и навыки. Важно иметь определенные личные качества, моральные и нравственные убеждения, честность, тактичность, внимательность, справедливость. Важными будут и такие качества, как творческое мышление, коммуникабельность, толерантность, доброта, терпение, сила воли, гуманность и это далеко не весь перечень.
Сотрудники центра социального обслуживания
Во главе центра социального обслуживания стоит директор, имеющий своего заместителя. Отделениями центра руководят их заведующие. Социальную работу проводят специалисты, социологи, социальные работники.
Центру необходимы также такие специалисты как психологи, социальные педагоги, воспитатели, юристы, педагог-психолог, преподаватель.
Медицинский персонал представлен специалистами разного профиля – это квалифицированные врачи и медицинские сестры.
Для проведения культурно-массовых мероприятий в центре работает культорганизатор и музыкальный руководитель, а за выполнением посильных работ следит инструктор по труду.
Достаточно большой штат работников, которые обеспечивают административно-хозяйственную деятельность учреждения – это бухгалтера, кассиры, повара, официанты, мойщики посуды, уборщики, парикмахеры, дворники и др.
Все права и обязанности персонала, их функции, излагаются в должностных инструкциях, которые разрабатываются администрацией учреждения на основе требований законодательства РФ и утверждаются директором учреждения.
Персонал учреждения должен быть профессионально подготовлен и соответствовать квалификационным требованиям. Не только знать, но и соблюдать должностные инструкции, действующие законы, нормативные документы и правовые акты, а перед поступлением на работу проходить ознакомительный инструктаж по правилами внутреннего распорядка, соблюдать санитарно-гигиенические правила, правила эксплуатации оборудования, приборов, аппаратуры, правила техники безопасности, правила пожарной безопасности.
При поступлении на работу проходить обязательный медосмотр и работать над повышением квалификации и профессионального мастерства. В ходе обслуживания клиентов соблюдать профессиональную этику и работать над собственными морально-этическими качествами, проявлять максимальную чуткость, предупредительность, терпение при оказании клиентам услуг, учитывать их физическое и психологическое состояние.