Лидерство в социологии
Лидерство - это проявление индивидуальных способностей, качеств поведения, соответствующих роли лидера группы.
Лидер – это член организации с высоким личным статусом, который оказывает сильное воздействие на мнение и привычное поведение других ее участников и выполняет ряд функций.
Лидерство определяется как некий процесс общественного воздействия, при котором имеющийся лидер стремится добиться добровольного участия подчиненных в деятельности группы для достижения поставленных перед ней задач; или как процесс влияния на групповую деятельность, которая направлена на достижение поставленных целей.
Вообще, проблема лидерства является традиционной проблемой социологии от античных времен и до нашего времени. Только если в прошлом лидеры были в центре исследования, то в данный момент проблема лидерства изучается в основном небольшими группами социологов.
Лидер - это человек, который способен объединять людей для того, чтобы достичь какой-то определенной цели. Обычно тип лидера зависит от характера социальной системы, характера самой группы и какой-то конкретной ситуации. Если рассматривать изучение лидерства в рамках веберовской традиции, то существуют три типа лидеров, которые соответствуют различным формам власти (харизматическая, традиционная и правовая).
Изучение лидерства в малых группах различает формальное и неформальное лидерство. Стоит отметить, что формальный лидер всегда назначается или его избирают. Именно таким образом он присваивает себе статус лидера. А неформальным лидером считается такой член группы, который способен объединить целую группу, используя только свое личное влияние. Все отношения в формальном и неформальном руководстве строятся на двух типах: лидер-подчиненный или лидер-последователь.
Данные типы лидерства или дополняют друг друга (в лице авторитетного лидера), либо конфликтуют, что приводит к уменьшению процента эффективности деятельности организации в целом.
По стилю различают:
- авторитарное руководство, предполагающее единоличное управление группой;
- демократическое руководство, подразумевающее вовлечение членов группы в управление;
- анархическое лидерство, при котором группа предоставлена сама себе.
Следует отметить, что в разных типах организаций разные типы лидерства могут быть эффективными в разной степени.
Лидерство является важным компонентом эффективного руководства. Это происходит везде, где есть устойчивая ассоциация людей. Несмотря на кажущуюся простоту этой концепции, в современной науке при наличии общих исходных позиций разных авторов лидерство имеет неоднозначную характеристику.
Лидерство предполагает довольно жесткую и формализованную совокупность отношений доминирования и подчинения. Лидер - это символ сообщества и образец группового поведения. Это выдвигается обычно снизу, в основном стихийно и принимается определенными последователями.
Важность лидерства для управления организацией ставит вопрос о влиянии на это явление. Лидерство должно управлять, то есть выбирать лидеров, учить и развивать наиболее конструктивных и убирать разрушительных лидеров.
Эффективность лидерства напрямую связана с возможностью лидеров управлять организационным и межличностным общением, влияющим на его характер.
Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять энергию группы на решение организационных задач. Лидерство также находит свое выражение во влиянии на членов группы, побуждая их проявлять свои сильные личные качества и сдерживать проявление слабых качеств.
Качества, присущие лидеру
Развитие организационных, управленческих качеств руководителя уже является проблемой его собственного обучения и воспитания. Способность формировать группу, объединять ее, определять цели, ставить перед обществом (или институтом, властью) необходимые задачи, формулировать программу, объединяющую общество, - таковы современные требования для политика.
В небольшой группе роль лидера состоит в том, чтобы объединить ее членов и направить их деятельности. Это требует тесного личного общения лидера с ближайшим окружением. В то же время его личные качества раскрываются и играют организующую роль.
Умение контролировать ситуацию, принимать важные решения, брать на себя всю ответственность, осуществлять правильный политический выбор (люди, проблемы, приоритеты) – основные качества любого лидера.
В то же время, лидер должен быть в состоянии удовлетворить интересы той или иной группы, но при этом не выходить за пределы закона и гражданских норм и не делая свою среду зависимой от его благословений. Стоит отметить, что на отношения с группой и статус лидера большое влияние оказывает привычный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократичный).
Лидер должен не только хотеть руководить людьми, но и обладать необходимыми для этого качествами. Люди должны быть готовы последовать за ним и выполнить его программу. Одним из условий лидерства является получение максимальной информации в минимальные сроки. Все современные технические способы связи и получения данных отвечают данному требованию.
Среди часто упоминаемых личностных качеств эффективных лидеров исследователями особо выделяются:
- интеллект;
- стремление к знаниям;
- доминирование;
- самоуверенность;
- эмоциональный баланс;
- стрессоустойчивость;
- творческий подход;
- стремление к достижению цели;
- надежность;
- обязательность;
- независимость;
- коммуникабельность.
Отношения между лидером и его командой - важный аспект лидерства в организации. Приверженность своему делу, добросовестность, осознание собственной ответственности перед всем обществом (или каким-то определенным управляемым учреждением), правильное понимание и принятие его задач и ожиданий - вот основные качества лидера. Его окружение должно иметь их тоже. Эти качества объединяют их, а также общую способность вести разговор, совмещать желание самоутвердиться с различными интересами команды и коллег, позитивное отношение к своим заслугам. Стоит отметить, что лидер обязательно должен уметь точно, разумно и своевременно поднимать по служебной лестнице нужных ему сотрудников и формировать условия для их профессионального роста, а также применять свои способности и имеющиеся возможности.
Процесс управления разнообразными программами и специфическими процессами напрямую связан с управлением персоналом. Ведь глубокое знание способностей и психологии подчиненных и окружающей среды иногда важнее для руководителя, чем его собственный опыт. Он должен иметь четкое представление о проблемах, которые волнуют его сотрудников, и учитывать их настроение.