Характеристики педагогического процесса
Педагогический процесс в современной науке – это система, которая состоит из нескольких ключевых элементов:
- Цель педагогической деятельности (цель обучения, для чего оно нужно);
- Содержание учебной информации (чему обучать, с помощью каких информационных источников);
- Методы и приемы обучения – сюда также входят средства педагогической коммуникации, которые определяют, как учить и при помощи каких методик;
- Преподаватель – человек, обладающий достаточным уровнем квалификации и создающий условия для передачи своего опыта и знаний ученикам;
- Учащийся – человек, который оказывается добровольно в учебном заведении и осознает свою готовность получать новую информацию и знания, которые в дальнейшем будет применять на практике.
Педагогический процесс – это один из способов организации учебно-воспитательных отношений. Он заключается в обоснованном и целенаправленном отборе, а также последующем использовании внешних факторов, которые окажут влияние на развитие всех участников педагогического процесса.
В первую очередь, процесс создается педагогом. Все зависит от уровня его квалификации, методов передачи информации, а также тех информационных ресурсов и технологий, которыми он владеет и располагает для передачи знаний.
Где бы не производился педагогический процесс, каким бы педагогом он не создавался, он все равно будет соответствовать одной и той же структуре: «цель - принципы - содержание - методы - средства - формы».
Цель отражает тот результат, на который ориентируется педагог в результате своего взаимодействия. К цели должны стремится и учитель, и ученик, тогда педагогический процесс будет более эффективен. Принципы необходимы для того, чтобы определять основные направления для достижения поставленных целей. Содержание педагогического процесса – это часть опыта поколений. Она передается учащимся для того, чтобы они могли достичь поставленных целей согласно выбранным направлениям деятельности. Методы – это вся совокупность действий как педагога, так и учащегося. Посредством выбранных методов передается содержание педагогического процесса.
Организация педагогического процесса
Организация процесса в педагогике зависит от того, какими методами пользуется преподаватель. Например, объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что студенты получают знания во время лекций, а также из учебной или методической литературы, которая предоставляется им в учебном заведении. Также они могут получать знания через множество наглядных средств обучения. При восприятии и последующем осмыслении фактов, при оценке и создании выводом, студенты все еще остаются в рамках воспроизводящего мышления. То есть, полученные навыки они могут также использовать в обыденной жизни, но в особенности могут пользоваться ими при трудоустройстве. В университете объяснительно-иллюстративный метод находит наиболее широкое применений для передачи достаточно большого объема знаний и информации.
Репродуктивный метод организации педагогического процесса – к нему относят применение уже изученного материала на основе образца или правила. Деятельность учащегося носит не спонтанный и творческий, а алгоритмический характер. Это значит, что все действия учащимся выполняются по инструкциям, предписаниям и правилам в аналогичных ситуациях, которые имеют сходство с заявленным образцом.
Метод проблемного изложения – в данном случае педагог, который использует весь комплекс источников и средств, ставит проблему, а лишь потом излагает весь материал, который помогает учащимся самостоятельно найти решение, используя при этом свое критическое мышление. Педагог формулирует ученикам познавательную задачу, затем раскрывает систему доказательств, сравнивает различные мнения и точки зрения, и показывает один или несколько способом для решения поставленной задачи. В данном случае студенты становятся свидетелями и одновременно соучастниками научного поиска, что позволяет пробудить в них интерес и энтузиазм к решению более сложных практических задач.
Частично-поисковый (иными словами, эвристический метод организации педагогического процесса) – заключается в организации активного поиска по решению выдвинутых познавательных задач и проблем. Метод осуществляется под руководством педагога, а также на основе эвристических программ или указаний. Процесс мышления в данном случае приобретает продуктивный характер. при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом. Контроль может производиться и со стороны самого учащегося при работе с компьютерными и иными программами, а также учебными методическими пособиями.
Очень важно отметить, что организация в педагогике основывается на исследовательской деятельности. После того, как проводится анализ материалов, ставится проблема и основные задачи, ученики сами изучают необходимую им литературу. Сегодня мы располагаем богатым выбором материалов, причем не только в университетских библиотеках: перед учащимися открыт весь спектр электронных библиотек, где собраны наиболее известные и совершенно новые учебники, статьи, справочники, диссертации и монографии по интересующим темам. Важно, чтобы учащийся самостоятельно углублялся в поставленные проблемы, чтобы сам находил закономерности и актуализировал проблемы того общества в котором он живет.
В целом, социальный характер организации педагогической деятельности заключается в том, что данная деятельность направлена на всестороннее развитие личности, на овладение ею новыми знаниями и опытом, который в дальнейшем она сможет использовать в практике и в повседневной жизни.
Педагог – это также человек, который осознает всю серьезность ответственности своей деятельности. В процессе преподавания он передает те знания и опыт, в которых сам осведомлен, а используемые средства и методы указывают на принципы работы преподавателя с аудиторией.