Нормы, нормативы, стандарты
Информационную базу государственной социальной политики дополняют нормы, нормативы, стандарты, отражающие соотношения отдельных видов труда и потребления. Они определяют уровень потребления материальных благ и услуг населением страны.
Государство стремится установить на территории страны единые условия реализации социальной политики.
С этой целью применяются такие понятия:
Социальная норма – это показатель допустимого расхода ресурсов на производство и потребление единицы продуктов питания и других товаров и услуг. Норма утверждается законом и должна удовлетворять общественные или личные потребности человека установленного качества.
Более общим понятием является социальный норматив. Он не относится к какому-либо субъекту нормирования и может быть установлен или в процентах, или в стоимостном выражении.
Меру потребления социальных благ и услуг населением устанавливает социальный стандарт. Он не может быть ниже минимально допустимых размеров.
Нормированию подлежат все товары и услуги. Минимальный социальный стандарт – это есть объем социальных гарантий, устанавливаемый законом.
Действующая в экономике страны значительная часть норм и нормативов, связана с регулированием многих областей жизнедеятельности населения.
К этим областям относятся:
- трудовая сфера – здесь государство гарантирует минимальную заработную плату, тарифную сетку по оплате, стандарты трудовой безопасности и правила по охране труда, льготы работникам вредных и опасных производств, продолжительность трудовой недели, отпуска, выходные и праздничные дни;
- Сфера занятости – выплачиваются пособия по безработице, стипендии, компенсации работникам при переводе на другую работу, оказывается помощь государства в создании и реконструкции рабочих мест, общественных работ;
- Сфера кадрового потенциала страны – для аттестации персонала вводятся профессиональные стандарты, соответствующие мировым требованиям, функционирует система подготовки и переподготовки кадров с развитием дополнительного профессионального образования;
- сфера социальной защиты и поддержки – оказание помощи и выплата пособий малоимущим, инвалидам, участникам ВОВ, семьям, погибших в вооруженных конфликтах.
В России с января 2005 г. началась реализация политики отмены натуральных льгот, сохранившихся в качестве советского наследия. На смену им пришли денежные компенсационные выплаты.
Причина этого государственного регулирования вызвана двумя факторами: желание ориентироваться на общемировые стандарты социальной поддержки; стоимость льгот реально компенсировать в денежном выражении, потому что льготники зачастую ими не пользуются.
Характеристики рынка труда
Социальным и экономическим индикатором состояния общества является занятость населения. Она рассматривается как категория макроэкономическая.
Чтобы сформировать спрос и предложение на рабочую силу существует рынок труда, в системе рынков занимающий специфическое положение. Рынок труда связан с рынком товаров, рынком услуг, рынком капиталов.
Составляющей частью рынка труда являются живые люди, имеющие свои психофизиологические, социальные, культурные особенности, но объединяет их то, что они выступают носителями рабочей силы.
Закон спроса и предложения имеет ограниченное действие, поэтому полная устойчивая и длительная занятость недостижима, что объясняется спецификой самого товара.
Безусловно, труд является основной формой жизнедеятельности человека, его самоутверждением и самовыражением.
Заработная плата является не только ценой рабочей силы, а фактором благополучия и социального климата в обществе.
Рынок труда характеризуется экономической свободой работодателей и работников, предлагает гибкую систему оплаты труда в зависимости от спроса и предложения, а также количества и качества рабочей силы. Рынок труда предполагает свободное перемещение рабочей силы, профессиональную и миграционную мобильность.
Он имеет свои элементы, к которым относятся спрос на рабочую силу, соответствующее предложение, цена рабочей силы, конкуренция среди наемных работников.
Для рынка труда характерна такая черта как неоднородность, это значит, что он дифференцирован по качеству рабочей силы, полу, возрасту, национальности. К тому же рынки труда делятся по отраслям и территориям.
На Западе с 70-х годов идет формирование обособленных субрынков – внутреннего и внешнего.
Внутренний рынок формируют кадровые работники с высокой квалификацией, большим опытом, высокой производительностью в которых работодатели очень заинтересованы.
Внешний рынок наполняют работники, не имеющие квалификацию и опыта работы – это кризисный буфер.
Насколько развит рынок труда говорят такие показатели как оплата труда, квалификация и образование. Чертой развитого рынка является тенденция к снижению межотраслевых различий в оплате труда и стабильное соотношение между минимальной и средней зарплатой.
Рынок труда в России и его состояние
Формирование рынка труда в России ещё полностью не закончилось.
С распадом СССР произошло стихийное перераспределение трудовых ресурсов, и в обществе появился их избыток, что привело к безработице значительной части экономически активного населения.
Четкие черты модели российского рынка пока не сформировались.
После 1991 г. из 23,5 млн. промышленных рабочих в другие сферы перешли 11,6 млн. человек. В основном это была работа в коммерческих структурах, самозанятость и неформальная занятость. К 2005 г. положение стало несколько исправляться – число занятых экономически активного населения составляло 92% и 8%, т.е. 6 млн. человек занятия не имели. Если использовать методику МОТ, то их можно отнести к безработным. Основную часть (70%) безработных в стране составляют женщины, 1/3 часть молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет, среди лиц предпенсионного возраста безработных около 10%.
Российский рынок труда характеризуется низкой мобильностью рабочей силы, наличием скрытой безработицы и её региональной дифференциацией, высокие показатели которой характерны для Калмыкии, Дагестана, Ингушетии, Республики Алтай.
В российских условиях спрос на рабочую силу находится под влиянием:
- совокупности рабочих мест, которая сложилась в России;
- инвестиционной активности;
- преобразований в структуре экономики;
- несостоятельности предприятий и их банкротства;
- объемов производства;
- цены рабочей силы.
В стране выделяется ряд сфер деятельности, откуда может произойти высвобождение рабочей силы, а это значит, что безработица может вырасти.
Такими предприятиями являются:
- предприятия, не сумевшие в период конверсии переключиться на выпуск гражданской конкурентной продукции – это предприятия ОПК;
- предприятия, использующие импортное сырье, например, легкая промышленность;
- низкие инвестиции в строительных организациях высвобождают занятый там персонал;
- экологически грязные производства;
- сокращения в звеньях государственного управления;
- в военной сфере сокращение численности военнослужащих.
На спрос и предложение рабочей силы большое влияние оказывает цена труда, которая в России очень низкая, даже по сравнению с рядом развивающихся стран.
Данный фактор оказывает влияние на профессионально-квалификационную структуру кадров и отток квалифицированных рабочих в другие страны.
Как экономическая категория заработная плата не выполняет свои основные функции – воспроизводство рабочей силы стимулирование труда, а это ведет к тому, что управление экономикой лишается мощного рычага экономического роста и эффективности производства.
Политика занятости населения должна быть направлена на стимулирование спроса на высокую квалификацию и обновление кадрового потенциала, переподготовку кадров с учетом интересов страны.