Социальное обслуживание как признак социальной защиты
Безусловно, социальная защита является очень сложным элементом социальной политики, и она обладает своими признаками, которые отвечают за трансляцию ее функциональной деятельности.
Один из признаков социальной защиты – это социальное обслуживание.
Деятельность всех социальных служб на территории Российской Федерации, которые оказывают социальную поддержку уязвимым слоям населения, оказывают социально-бытовые, медицинские, педагогические и правовые услуги, а также материальную помощь на разных уровнях (пенсии, льготы, стипендии, выплаты) являются элементами социального обслуживания.
Также социальное обслуживание включает в себя проведение мероприятий по социальной адаптации и реабилитация граждан из уязвимых слоев населения, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а также вынужденные переселенцы, сироты, инвалиды, пенсионеры. Таким образом, разнообразие деятельности и пути ее реализации делают социальное обслуживание отдельное отраслью социальной сферы.
Социальное обслуживание может быть успешно обеспечено только в том случае, когда все органы, выполняющие эту функцию, взаимодействуют друг с другом. К тому же, большую роль играет самый главный, высший орган, который регулирует работу более мелких учреждений (региональных, областных, городских, и даже тех, что существуют на территории сельской местности, хотя это происходит крайне редко).
Органы социальной защиты как ее признак
Органы, отвечающие за социальную защиту населения, относятся к федеральным органам исполнительной власти. До 1996 года в России существовало несколько ключевых органов:
- Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, управление социальной защиты населения в регионах, отделы социальной защиты населения на территории отдельных районов и городов. Как мы видим, специфика этих учреждений заключается именно в регулировании социальных отношений с теми слоями, которые менее благополучны и наиболее уязвимы. Причем, что немаловажно, как и 20 лет назад, сейчас также существуют органы, которые затрагивают специфику отдельных регионов, областей и городов.
- Министерство труда Российской Федерации, а также соответствующие ему отделы во всех регионах нашей страны.
Чуть позже Министерство социальной защиты населения Российской Федерации и Министерство труда Российской Федерации приказом президента России Б.Н. Ельцина были объединены в общую, самостоятельную организацию, которая получила название Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Появились соответственные региональные службы, чьи функции и персонал были соединены из двух отдельных подведомственных учреждений.
В 2004 году, уже под руководством другого президента – В.В.Путина, часть Министерства труда и социального развития Российской Федерации была объединена в Министерство здравоохранения Российской Федерации. Это учреждение получило название Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Просуществовав в таком статусе практически 8 лет, вплоть до 21 мая 2012 года, Министерство слова было разделено на два отдельных подразделения.
Министерство имеет подведомственные органы исполнительной власти (например, Федеральная служба по труду и занятости населения России – Роструд, главной функцией которого является максимальная трудовая занятость населения Российской Федерации).
Также к Минтруду РФ относятся некоторые подведомственные государственные фонды :
- Пенсионный фонд Российской Федерации (функционально он существует для расчета пенсий исходя из трудового опыта и стажа человека, а также его особых заслуг перед государством);
- Фонд социального страхования Российской Федерации (один из государственных внебюджетных фондов, который был создан для обеспечения и гарантии обязательного социального страхования граждан, проживающих на территории Российской Федерации).
Существует также ряд подведомственных организаций, причем их деятельность касается абсолютно разных сфер жизни человека
Учреждения науки – Всероссийский научно-исследовательский институт труда (ФГБУ), Научно-исследовательский институт труда и социального страхования, Межведомственный аналитический научно-практический центр социальных инноваций. Все эти учреждения направлены на исследование рынка труда, его структуры, а также на анализ потребностей людей в социальной сфере, их рисков, основных боязней, от которых необходимо застраховать и дать гарантии успешной жизни.
Образовательные учреждения – это перечень учреждений, чья специфика заключается в работе с инвалидами, а также с детьми из неблагополучных семей, пенсионерами. Для некоторых эти учреждения помимо образовательной значимости носят и психологическую. Например, это Ивановский радиотехнический техникум-интернат, Курский музыкальный колледж-интернат для слепых, Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха.
Как мы видим, в их названиях уже зашифрованы те особенности, с которыми в эти учреждения поступают люди. Это организации не только технически приспособленные для людей с ограниченными возможностями: в них работают специально обученные специалисты, имеющие помимо педагогического еще и психологическое образование, чтобы найти подход к каждому человеку с его проблемой и недомоганием.
Иные признаки социальной защиты
Помимо социального обслуживания и функционирования органов социальной защиты, к признакам этого аспекта можно отнести следующие.
- Во-первых, это целесообразность деятельности. Цель социальной защиты – продемонстрировать наиболее уязвленным слоям населения, что они также обладают всеми свободами и правами на полноценное существование, как и все остальные люди.
- Во-вторых, это экономическая эффективность деятельности, ее справедливость. Таким образом, некоторые части населения получают гарантию своего стабильного дохода посредством пенсий, выплат, социальных стипендий, и иных средств, которые выделяются из государственного бюджета. Справедливость заключается в их экономической защите от других социальных слоев.