Детский сад как социальная система
Дошкольное образовательное учреждение как социальная система представляет собой сложное социальное, психолого-педагогическое образование, включающее совокупность:
- структурных (управляемая и управляющая системы, состав этих систем – воспитатели, дети и их родители; технологии деятельности субъектов различных уровней управления для осуществления программного обеспечения в детском саду) и функциональных элементов (мотивационно-стимулирующая, аналитико-диагностическая, организационно-исполнительская, планово-прогностическая, регулятивно-коррекционная, контрольно-оценочная функции);
- системообразующие факторы (концепция, цель, программа развития и парциальные программы, определяющие ведущие цели, идеи, результаты работы ДОУ);
- условия функционирования – социальное, медико-валеологическое, педагогическое, психологическое пространства деятельности ДОУ, психофизиологические особенности участников воспитательного процесса, временные рамки.
Социальная система детского сада является открытой. Эта открытость определяется пространствами развития и динамикой их изменения в ДОУ.
Показатели открытости ДОУ: механизм саморегуляции, реакции на изменения внешней среды (сверхадаптивная активность или приспособление); степень и тип регламентированности системы управления (инновационная, традиционная, преобладание горизонтальных или вертикальных связей) и т.д.
Основной результат функционирования ДОУ как социальной системы – успешное взаимодействие с обществом, когда детский сад становится эффективным средством социализации ребенка.
Пространство развития ДОУ включает: воспитателей, детей и их родителей. Основная структурная единица – взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели осуществляют образовательные услуги, родители формируют на уровне потребностей общества социальный заказ, дети являются потребителями образовательных услуг, предоставляемых ДОУ, по воспитанию, обучению и развитию личности.
Структурно-функциональная модель деятельности социальной системы ДОУ
Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ включает:
- пространство развития детского сада (материально-техническая база, информационное и кадровое обеспечение, управляющая система, ресурсы);
- пространство развития воспитателей (профессионализм и мастерство, система стимулирования и мотивации, сотворчество и сотрудничество, сплоченность и социально-психологический климат в коллективе);
- пространство развития родителей (единство и преемственность требований детского учреждения и семьи, степень интегрированности семьи в ДОУ, стиль семейного воспитания, взаимоотношения родителей внутри семьи, родительское сообщество);
- пространство развития ребенка (образовательное пространство, предметно-развивающая среда, дополнительное образовательное пространство, медицинское, психолого-педагогическое, социальное сопровождение;
- социальная ситуация развития,
- детское сообщество.
Осуществление процессов развития в каждом пространстве происходит в результате смены различных уровней и этапов развития: адаптация, интеграция, индивидуализация.
Этап адаптации характеризуется активизацией потенциала саморазвития и развития воспитателей, родителей и детей, создаются условия, способствующие их переходу из положения объекта в положение субъекта личной жизнедеятельности.
На этапе интеграции наблюдаются процессы саморазвития и развития личности вследствие взаимодействия средств в системе «педагог-ребенок-родители» в виде продуктивной, творческой деятельности.
Этап индивидуализации характеризуется анализом уровня обособленности личности воспитателя, ребенка, родителя в соответствующем сообществе и нахождение потенциала развития в процессе наибольшего раскрытия индивидуальной сущности субъекта.
Интегрирование всех пространств развития помогает применить механизм комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения собственного индивидуального развития субъекта, который реализуется в логике:
- эволюции основных видов управления в дошкольном учреждении (программно-целевое, традиционное, рефлексивное, соуправление, самоуправление);
- структурной организации социального заказа в сфере дошкольного образования (внутриконституционный, национально-региональный и федеральный уровни);
- смены уровней и этапов развертывания сущностных сил субъекта в процессе адаптации, интеграции и индивидуализации);
- смены основных форм взаимозависимой деятельности субъектов процесса развития дошкольного учреждения.
Современные тенденции развития социальной системы детского сада
Наблюдающие в настоящее время трансформации в социальной системе дошкольных учреждений обусловлены общественным развитием, эволюцией воспитательной и образовательной системы.
Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и овладение инновациями, благоприятствующими качественным изменениям в функционировании ДОУ.
В настоящее время отсутствуют конкретные стратегии и доктрины развития системы дошкольного образования как отчетливо предоставленной системы взаимосвязанных и взаимозависимых организационных, социальных, психолого-педагогических, экономико-финансовых и других приоритетов.
В развитии социальной системы дошкольного образования можно выделить несколько основных тенденций: гуманизация, демократизация, диверсификация.
Гуманизация определяет приоритет личностного развития субъектов, ориентацию образовательного процесса на гармоничное и всестороннее развитие личности, на ценности человеческого развития, переход субъекта в положение самоуправляемого развития.
Основное направление гуманизации – приобщение к национальным и культурным традициям, самоопределение личности в культуре. Гуманизация проявляется в повышенном внимании к личности ребенка как наивысшей ценности общества, в развитии гражданина с высокими моральными, интеллектуальными и физическими качествами.
Демократизация – расширение прав, полномочий участников воспитательного и образовательно процесса, ориентация на удовлетворение индивидуальных запросов и потребностей субъектов. Необходимо создавать предпосылки для развития инициативы, активности, творчества участников образовательного процесса, их взаимодействия.
Диверсификация – достаточное и необходимое разнообразие видов и типов образовательных учреждений, различных подходов и услуг в их осуществлении.
Принципы, обеспечивающие реализацию тенденций развития ДОУ: единство культуро- и природосообразности; равнопартнерство и активность в педагогическом процессе всех членов педагогического процесса; комплексности целей и целостности педагогического процесса.