Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальная система детского сада

Детский сад как социальная система

Дошкольное образовательное учреждение как социальная система представляет собой сложное социальное, психолого-педагогическое образование, включающее совокупность:

  • структурных (управляемая и управляющая системы, состав этих систем – воспитатели, дети и их родители; технологии деятельности субъектов различных уровней управления для осуществления программного обеспечения в детском саду) и функциональных элементов (мотивационно-стимулирующая, аналитико-диагностическая, организационно-исполнительская, планово-прогностическая, регулятивно-коррекционная, контрольно-оценочная функции);
  • системообразующие факторы (концепция, цель, программа развития и парциальные программы, определяющие ведущие цели, идеи, результаты работы ДОУ);
  • условия функционирования – социальное, медико-валеологическое, педагогическое, психологическое пространства деятельности ДОУ, психофизиологические особенности участников воспитательного процесса, временные рамки.

Социальная система детского сада является открытой. Эта открытость определяется пространствами развития и динамикой их изменения в ДОУ.

Показатели открытости ДОУ: механизм саморегуляции, реакции на изменения внешней среды (сверхадаптивная активность или приспособление); степень и тип регламентированности системы управления (инновационная, традиционная, преобладание горизонтальных или вертикальных связей) и т.д.

Замечание 1

Основной результат функционирования ДОУ как социальной системы – успешное взаимодействие с обществом, когда детский сад становится эффективным средством социализации ребенка.

Пространство развития ДОУ включает: воспитателей, детей и их родителей. Основная структурная единица – взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели осуществляют образовательные услуги, родители формируют на уровне потребностей общества социальный заказ, дети являются потребителями образовательных услуг, предоставляемых ДОУ, по воспитанию, обучению и развитию личности.

«Социальная система детского сада» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Структурно-функциональная модель деятельности социальной системы ДОУ

Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ включает:

  • пространство развития детского сада (материально-техническая база, информационное и кадровое обеспечение, управляющая система, ресурсы);
  • пространство развития воспитателей (профессионализм и мастерство, система стимулирования и мотивации, сотворчество и сотрудничество, сплоченность и социально-психологический климат в коллективе);
  • пространство развития родителей (единство и преемственность требований детского учреждения и семьи, степень интегрированности семьи в ДОУ, стиль семейного воспитания, взаимоотношения родителей внутри семьи, родительское сообщество);
  • пространство развития ребенка (образовательное пространство, предметно-развивающая среда, дополнительное образовательное пространство, медицинское, психолого-педагогическое, социальное сопровождение;
  • социальная ситуация развития,
  • детское сообщество.

Осуществление процессов развития в каждом пространстве происходит в результате смены различных уровней и этапов развития: адаптация, интеграция, индивидуализация.

Этап адаптации характеризуется активизацией потенциала саморазвития и развития воспитателей, родителей и детей, создаются условия, способствующие их переходу из положения объекта в положение субъекта личной жизнедеятельности.

На этапе интеграции наблюдаются процессы саморазвития и развития личности вследствие взаимодействия средств в системе «педагог-ребенок-родители» в виде продуктивной, творческой деятельности.

Этап индивидуализации характеризуется анализом уровня обособленности личности воспитателя, ребенка, родителя в соответствующем сообществе и нахождение потенциала развития в процессе наибольшего раскрытия индивидуальной сущности субъекта.

Интегрирование всех пространств развития помогает применить механизм комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения собственного индивидуального развития субъекта, который реализуется в логике:

  • эволюции основных видов управления в дошкольном учреждении (программно-целевое, традиционное, рефлексивное, соуправление, самоуправление);
  • структурной организации социального заказа в сфере дошкольного образования (внутриконституционный, национально-региональный и федеральный уровни);
  • смены уровней и этапов развертывания сущностных сил субъекта в процессе адаптации, интеграции и индивидуализации);
  • смены основных форм взаимозависимой деятельности субъектов процесса развития дошкольного учреждения.

Современные тенденции развития социальной системы детского сада

Наблюдающие в настоящее время трансформации в социальной системе дошкольных учреждений обусловлены общественным развитием, эволюцией воспитательной и образовательной системы.

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и овладение инновациями, благоприятствующими качественным изменениям в функционировании ДОУ.

Замечание 2

В настоящее время отсутствуют конкретные стратегии и доктрины развития системы дошкольного образования как отчетливо предоставленной системы взаимосвязанных и взаимозависимых организационных, социальных, психолого-педагогических, экономико-финансовых и других приоритетов.

В развитии социальной системы дошкольного образования можно выделить несколько основных тенденций: гуманизация, демократизация, диверсификация.

Гуманизация определяет приоритет личностного развития субъектов, ориентацию образовательного процесса на гармоничное и всестороннее развитие личности, на ценности человеческого развития, переход субъекта в положение самоуправляемого развития.

Основное направление гуманизации – приобщение к национальным и культурным традициям, самоопределение личности в культуре. Гуманизация проявляется в повышенном внимании к личности ребенка как наивысшей ценности общества, в развитии гражданина с высокими моральными, интеллектуальными и физическими качествами.

Демократизация – расширение прав, полномочий участников воспитательного и образовательно процесса, ориентация на удовлетворение индивидуальных запросов и потребностей субъектов. Необходимо создавать предпосылки для развития инициативы, активности, творчества участников образовательного процесса, их взаимодействия.

Диверсификация – достаточное и необходимое разнообразие видов и типов образовательных учреждений, различных подходов и услуг в их осуществлении.

Принципы, обеспечивающие реализацию тенденций развития ДОУ: единство культуро- и природосообразности; равнопартнерство и активность в педагогическом процессе всех членов педагогического процесса; комплексности целей и целостности педагогического процесса.

Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot