Социальные функции образования
Образование связано со всеми сферами жизни общества. Эта связь реализуется через личность, включенную в социальные, политические, духовные, экономические взаимодействия. Образование – единственная специализированная подсистема общества, функция которой совпадает с целью общества.
Система образования «производит» человека, воздействуя на его нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие.
Образование выполняет важные социальные функции:
- Оказывает влияние на распределение индивидов по социальным стратам и слоям соответственно уровню и качеству имеющегося образования.
- Удовлетворяет изменяющиеся и возрастающие в условиях рыночной экономики запросы и потребности индивидов.
- Формирует системы ценностей, влияя на жизненные стратегии индивидов.
- Прагматическая и сервисная функции способствуют социальной защите и адаптации индивидов.
Социальная роль образования проявляется через приобщение человека к культурным формам жизнедеятельности, через образование индивид овладевает образцами практики. Нормы и формы культуры передаются через обучение в процессе коммуникации, при личном общении.
Обучающая деятельность – это деятельность, наполненная культурным значением и содержанием. Каждая культура включает приемы, правила, способы объяснения явлений, установление между ними взаимосвязей, их интерпретации. Эти правила и приемы усваиваются в процессе образования, происходит приобщение индивида к культурным смыслам бытия, благодаря чему человек способен нормально функционировать в обществе.
Образование обеспечивает единство смыслов, определенную интеграцию общества. Смысловое единство культуры способствует формированию и сохранению целостности личности.
Роль образования в развитии общества
В современном мире образование является основным приоритетом развития государства и общества. Повышается роль образования как необходимого фактора формирования новых качеств экономики, общества в целом. С ростом влияния человеческого капитала роль образования возрастает.
Образовательная политика – важнейшая часть политической жизни государства, способствующая
- обеспечению основных прав и свобод личности;
- увеличению темпов научно-технического и социально-экономического развития;
- повышению роста культуры и гуманизации общества.
На основе общественного согласия политика в образовательной сфере устанавливает основные цели и задачи развития образования, обеспечивает их претворение в жизнь путем согласованных действий общества и государства.
Образовательная политика должна быт направлена, в первую очередь, на достижение высокого уровня образования, его соответствия перспективным и актуальным потребностям государства, общества, личности.
Образование – необходимое условие социализации личности. Оно представляет собой целенаправленную формализованную передачу опыта, знаний, осуществляющуюся в рамках соответствующих социальных институтов.
Современная система образования - это:
- активный социальный субъект, инициирующий и активно участвующий в проектировании и реализации будущего;
- источник культурных, социальных и образовательных новаций;
- сфера социального партнерства власти, молодежи и бизнеса.
Решение важнейших проблем современности, преодоление кризиса цивилизации напрямую связано с развитием образования. Во всех сферах жизни общества, в образовании основополагающим стал принцип сохранения цивилизации.
Распространение информационных технологий, высокие темпы научно-технического прогресса изменили характер производства, что повлекло к изменению требований, предъявляемых к квалификации современных специалистов. Современный работник должен постоянно повышать свою квалификацию, быть максимально аналитически мыслящим, мобильным, обладать всем набором необходимых профессиональных качеств,