Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-культурная реабилитация

Содержание социально-культурной реабилитации

Замечание 1

Социально-культурная реабилитация относится к наиболее актуальной сфере общественной практики социальной деятельности. Социальная и духовная поддержка населения, гуманитарная направленность, забота о социально-культурном обустройстве инвалидов, сирот, лиц преклонного возраста, их приобщение к ценностям общечеловеческой культуры, творчеству и самодеятельному ремеслу – все это характеристики социально-культурной реабилитации.

Объектом социально-культурной реабилитации являются социально незащищенные и ослабленные группы населения: несовершеннолетние, сироты, инвалиды, пенсионеры, многодетные и неполные семьи и др. категории граждан.

Социально-культурная недостаточность связана с полной или частичной неспособностью индивида осуществлять социально-культурные функции, которые принято считать нормальными для граждан данного пола, возраста и других социальных и демографических характеристик.

Социокультурная интеграция – это процесс, характеризующий степень достижения индивидом оптимального уровня жизнедеятельности, реализации своих потенциальных возможностей и способностей вследствие взаимодействия с другими людьми в конкретном социально-культурном пространстве.

Социально-культурная реабилитация лиц с ограниченными возможностями – это комплекс мероприятий, направленных на поддержку участия в социальных взаимосвязях, удовлетворение потребностей в культурно-досуговой сфере, поддержание необходимого уровня культурной компетенции.

Замечание 2

Социально-культурная реабилитация в узком смысле- это личностная, адресная помощь человеку, выявление его интересов, духовных целей, потребностей, способов и путей преодоления препятствий.

«Социально-культурная реабилитация» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Социально-культурная реабилитация – восстановление, возмещение нарушенных или утраченных возможностей и способностей для самореализации и самоутверждения в разных видах творчества и досуга. Включает две составляющие:

  • социальное – достижение уровня, при котором лица с ограниченными возможностями могли бы без затруднений вступать в социальные взаимодействия и контакты;
  • культурное – наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием; освоение культурных норм, традиций, ценностей; указание на результаты творчества в процессе социально-культурной деятельности.

Компоненты социально-культурной реабилитации

Структуру социально-культурной реабилитации составляет ряд компонентов, способствующих преодолению социальной недостаточности:

  1. Просветительская, информационно-познавательная составляющая. Включает: приобретение понятий и знаний о явлениях окружающего мира, применение знаний в практической деятельности для переустройства образа жизни, осознание необходимости взаимодействия с окружающей социальной средой, устранение негативного отношения со стороны социума к лицам преклонного возраста, инвалидам, изменение менталитета в сфере социальных и межличностных отношений.
  2. Творческая и досуговая составляющая. Связана с организацией досуга для удовлетворения физических и духовных потребностей лиц с социальной недостаточностью; содействием в организации культурно-просветительских, оздоровительных, спортивных и иных мероприятий; обеспечением журналами, книгами, газетами, специальными передачами; способствованием в посещении выставок и театров. Необходимо создать все условия для самоутверждения и творческой самореализации для слабовидящих и слепых лиц, слабослышащих и глухих, лиц пожилого возраста, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с выраженным и полным физическим бессилием, с амнестико-интеллектуальными нарушениями.
  3. Лечебно- оздоровительная составляющая. Характеризуется использованием культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), формирования и поддержания позитивного психологического фона, достижение благоприятных медико-социальных показателей здоровья.
  4. Коррекционная составляющая. Частичное или полное устранение или компенсация с помощью социально-культурных мероприятий ограничений в развитии личности и в жизнедеятельности, преодоление возможных воспитательных и педагогических упущений. Коррекционно-воспитательное воздействие включает привитие социальных норм, установленных обществом правил, которые определяют устойчивые формы взаимодействия людей на уровне микро- и макроколлективов. Коррекционно-развивающее воздействие направлено на целостное и всестороннее развитие личности, активное освоение ценностей общественной культуры, развитие творческой и самодостаточной личности. Коррекционно-образовательное воздействие направлено на повышение образованности личности в соответствии с требованиями и нормами социально-культурной среды.
  5. Эмоционально-эстетическая составляющая. Характеризуется эстетическим освоением личностью окружающего мира, развитием способности творить, позитивным эмоциональным воздействием занятий и среды на чувства и переживания человека, что способно принести удовлетворение и изменить жизнь.

Учреждения социально-культурной реабилитации

Государственная система социальной реабилитации инвалидов и лиц преклонного возраста предусматривает совместную деятельность органов государственной власти, органов местного управления, учреждений по осуществлению мероприятий в области психологической, медицинской, профессиональной и социально-культурной реабилитации.

В России действует разветвленная структура организаций и учреждений для социально-культурной реабилитации с социальной недостаточностью, нарушениями жизнедеятельности и другими нарушениями. Эта система включает:

  • службы социального обеспечения и социальной защиты;
  • центры социального облуживания;
  • центры экстренной психологической помощи;
  • центры восстановительного лечения и творчества;
  • реабилитационные центры;
  • специализированные учреждения интернатного типа (пансионаты, интернаты, специализированные школы, детские дома;
  • общественные объединения и организации инвалидов;
  • советы ветеранов;
  • ассоциации социальной поддержки;
  • общественные фонды;
  • объединения по интересам (дома культуры, клубы, туристские, литературно-музыкальные, спортивные объединения, библиотеки).
Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot