Содержание социальной реабилитации инвалидов
Социальная реабилитация – сложный процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате чего формируются определенные качества человека как субъекта общественных отношений. Одна из основных целей социальной реабилитации - приспособление человека к окружающей реальности, социальная адаптация, восстановление социального статуса, достижение материальной независимости, что является необходимым условием нормального функционирования общества.
Реабилитационный процесс инвалидов включает следующие этапы:
- восстановительное лечение в стационаре;
- реадаптация – приспособление к условиям существования в соответствии со степенью компенсации функции и уровнем восстановления;
- возвращение к обычной жизнедеятельности.
Снижение числа инвалидов достигается рядом средств медицины: раннее выявление и диагностика, совершенствование средств профилактики, повышение качества сопровождения коррекционно-образовательного процесса, совершенствование реабилитационных мероприятий.
Содержание и объем социальной реабилитации инвалидов зависит от принципов деятельности субъектов реабилитации, общества, государство реализующих соответствующие социальные программы.
Социальные проблемы связаны с наличием или отсутствием специальных реабилитационных центров или спецшкол, специалистов-дефектологов в непосредственных местах проживания инвалидов.
Структура социальной реабилитации инвалидов
Социальная реабилитация инвалидов включает несколько направлений:
- Правовое направление. Включает законодательство о социальной помощи инвалидам.
- Социально-средовое направление.
- Психологическое направление. Реабилитация направлена на изживание психологического комплекса «калеки», на преодоление страха перед действительностью, укрепление, деятельной, личностной, активной позиции. Уровень индивидуально-психологического здоровья личности указывает на способность человека адекватные психологические способы осуществления своих стремлений.
- Образовательное направление. Включает процессы приобретения необходимого общего, специального или дополнительного образования. Образовательная и педагогическая реабилитации взаимосвязаны между собой. Доступность качественного образования – один из эффективнейших социальных ресурсов, гарантирующий необходимый социальный старт, дальнейшее развитие и полноценное существование.
- Социокультурное направление. Удовлетворяет потребность в получении социально-культурных услуг, информации, доступных видов спорта и творческой деятельности. Данное направление включает спортивную реабилитацию. Занятия спортом, участие в соревнования, помимо общего оздоравливающего эффекта, повышают степень координации двигательных актов, воспитывают командные навыки и развивают общение.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность – один из способов вовлечения лиц с ограниченными возможностями в активную профессиональную и социальную жизнь, создание благоприятных условий для социальной и психологической реабилитации.
Приоритетным направлением в системе социально-педагогической реабилитации инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата является применение психологического подхода.
Реабилитационную среду для инвалидов формируют возможности широкого общения, положительные эмоции, дух состязания, расширение социального опыта.
Социально-средовая реабилитация инвалидов
Социально-средовая реабилитация инвалидов включает комплекс мер, направленных на формирование и обеспечение условий социальной адаптации инвалидов, формирование или восстановление утраченных общественных связей, социального статуса.
Социально-средовая реабилитация реализуется в следующих направлениях: адаптация к окружающей среде, формирование и развитие навыков, обеспечивающих умение самообслуживания; приспособление окружающей среды к нуждам и потребностям инвалидов, социального пространства и инфраструктуры к потребностям инвалидов (обеспечение протезно-ортопедической помощью, средствами передвижения, техническими средствами).
Важным фактором, повышающем дееспособность лиц с ограниченными возможностями, является создание условий для независимого и нормального быта, самообслуживания.
Максимальное уменьшение или полное устранение неудобств, с которыми сталкиваются инвалиды – основная задача, решение которой помогает реализации принципа интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум.
В настоящее время перед инвалидами стоит проблема создания безбарьерной среды, так как наблюдаются условия, существенно ограничивающие передвижение инвалидов во внешнем пространстве. Эти ограничения вызваны несоответствием сооружений и общественных зданий инвалидам, отсутствием технических приспособлений на улице и в транспорте.
Имеющиеся барьеры в городском пространстве можно уменьшить только тогда, когда потребности инвалидов, чувственные критерии удастся сделать открытыми и представить предельно ясно.
В целях создания оптимального пространства можно использовать технологию проектной экспертизы, осуществляющую анализ строительных проектов с позиций открытости и доступности для инвалидов.
Успех создания безбарьерной среды зависит от организации обмена мнением и информацией между организациями инвалидов и персоналом, проектных, строительных учреждений, руководства города; достаточного обеспечения проектов реконструкции и строительства; наличия законодательных актов, регулирующих вопросы организации доступной среды.
Социально-средовая реабилитация инвалидов включает обеспечение трудовой занятости вследствие проведения ряда мероприятий, повышающих конкурентоспособность инвалидов на рынке труда:
- реализация льготной кредитно-финансовой политики относительно предприятий, на которых используется труд инвалидов; организаций, учреждений, предприятий, общественных объединений инвалидов;
- резервирование рабочих мест по специальностям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
- установление квоты для приема инвалидов на работу, минимального количества специальных рабочих мест для них;
- стимулирования создания дополнительных рабочих мест предприятиями, организациями и учреждениями для трудоустройства инвалидов;
- организация условий труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации;
- организация обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации инвалидов;
- создание условий для предпринимательской деятельности.