Сущность правового регулирования социальной работы
Правовое регулирование и обеспечение системы социального обслуживания является необходимым условием эффективной организации ее работы. Понятия правового регулирования и правового обеспечения социальной работы неразрывно связаны. Сюда входят все юридические средства, которые участвуют в правовом регулировании социального обеспечения, а также возникающие в ходе становление и развития социальных служб отношения. Механизм регулирования социального обслуживания включает основные компоненты правовых норм и нормативных актов, объекты и субъекты правового регулирования данной системы.
Важен процесс взаимодействия различных юридических средств. Он может рассматриваться как в контексте регулирования общественных отношений в целом, так и тех процессов, которые непосредственно связаны с развитием и функционированием социальных учреждений и служб.
Наиболее существенные составляющие правового регулирования и обеспечения могут быть сгруппированы в несколько блоков:
- Вся совокупность федеральных законов, которые касаются социального обслуживания;
- НПА, принятые отельными субъектами федерации;
- Подзаконные акты, определяющие порядок управления системой социального обеспечения;
- Юридическая регламентация деятельности отельных служб, учреждений и категорий специалистов;
- Нормативные акты, нацеленные на защиту прав клиентов учреждений социальной защиты;
- Определенный уровень правосознания населения и сотрудников служб социального обеспечения.
Система социального обслуживания может успешно функционировать и развиваться при наличии совокупности сформировавшихся юридических средств, применяемых систематически. Кроме того, она может развиваться лишь при условии, что правовые нормы обеспечивают должное управление ею, координируют деятельность ее подсистем и способствуют упорядоченности их взаимодействия.
Задачи правового регулирования
Как было упомянуто выше, деятельность служб социальной поддержки невозможна без соответствующего правового обеспечения. Система юридических норм и правовых актов различного уровня координируют и регулируют работу территориальных социальных служб и всей системы социального обеспечения, а также всех ее подсистем.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» стал основой правового обеспечения работы социальны служб и учреждений. Их действие распространилось на все регионы Российской Федерации, они поспособствовали возникновению новых составляющих в правовых отношениях между органами власти федерального и регионального уровня. Было создано правовое поле для формирования единой системы социальных служб, для деятельности сотрудников относящихся к социальной сфере социальных учреждений.
Правовые нормы, изложенные в законах и подзаконных актах, имеют общее социальное значение для социальной работы как института. Они играют в деятельности социальных служб и учреждений обеспечительно-организационную роль и выполняют ряд важнейших задач:
- С их помощью обеспечивается ряд социальных гарантий и развитие социальной защиты от минимально необходимого до оптимально достаточного уровня;
- Они способствуют воспроизводству необходимых для постоянного удовлетворения потребностей клиентов социальных услуг;
- Они регламентируют применяемые в социальной работе технологии, формы и виды предоставления социальных услуг;
- Определяют основные принципы обмена информацией внутри системы социального обслуживания и ее подсистем.
Правовое обеспечение и регулирование имеет большое значение для обеспечения гарантий качественного предоставления социальных услуг населению, а также для формирования и развития организационно-управленческих структур в системе социального обслуживания.
Нормативно-правовая база социальной работы
Правовое регулирование социальной работы реализуется посредством нормирования, информирования, проектирования, формализации, стандартизации, и лицензирования.
В отечественной практике многократно предпринимались попытки разработки правовых актов о социальном обслуживании населения. В частности, были подготовлены и изданы следующие сборники нормативно-правовых актов: «Организация социального обслуживания населения», «Сборник нормативно-правовых актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях», «Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей». В них были собраны документы, имеющие непосредственное отношение к системе социального обеспечения и относящиеся к международному, федеральному и региональному уровням правовой системы.
К международному уровню относятся «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция ООН о правах ребенка» и др., к федеральному – Конституция РФ, Семейный и Гражданский кодекс, Законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения» и т.д., к уровню субъектов федерации – НПА, принятые в отдельных регионах России.
Документы, принятые в Российской Федерации на государственном уровне и непосредственно направленные на регулирование системы социального обслуживания населения, могут быть разделены на две группы:
- Законы, имеющие высшую юридическую силу (Конституция, отдельные федеральные законы);
- Подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств).
Правовые акты, принимаемые в отдельных субъектах, носят локальный характер и осуществляют регулирование только на уровне регионов, в которых они были приняты. Они являются производными от документов федерального уровня, сфера их действия и применения ограничивается отельными территориями.
Для специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в сфере социальной работы, создано и продолжает создаваться правовое поле, позволяющее эффективно выполнять свои обязанности и успешно достигать поставленных целей.