Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конфликты в социальной работе

Понятие конфликтов и их классификация

Конфликт следует рассматривать как событие, которое может возникнуть в случае нехватки ресурсов, изменения ситуации и возникновении чувства неопределенности. Все эти случаи вполне типичны для служб социального обеспечения.

Определение 1

Конфликт – это момент во взаимоотношении двух субъектов, когда между ними возникают противоречия и происходит столкновение. Столкновение это происходит за счет того, что оба субъекта взаимодействия осознают свои интересы и потребности и желают их реализовать в данный момент.

Определение 2

Социальным конфликтом называется, прежде всего, форма отношений между двумя или более субъектами по поводу разрешения острых противоречий, возникших в процессе взаимодействия.

Подобные конфликты неизбежны при любой социальной структуре. Главная проблема при работе с ними состоит не в сглаживании или, тем более, подавлении, но в поиске эффективных методов разрешения, достижении решений, которые будут приемлемы для обеих сторон.

Основной причиной социальных конфликтов можно назвать сложность распределения жизненных ресурсов, их дефицит. Одна из задач социальной работы – выявление, предупреждение и разрешение конфликтов на внутриличностном и межличностном уровнях, а также на уровне «индивид—общество».

В процессе исполнения своих профессиональных функций социальный работник нередко оказывает клиенту помощь в преодолении и разрешении тех конфликтов, участниками которых он стал. В то же время у него могут возникать различные конфликты с самим клиентом. Поэтому специалисту по социальной работе важно иметь знания и навыки управления конфликтом, владеть методами его предупреждения или перевода в конструктивное русло.

Элементами структуры любого конфликта являются:

  • Его субъекты, т.е. участники конфликтного взаимодействия; это могут быть отельные индивиды, группы индивидов или социальные организации;
  • Предмет конфликта – конкретные материальные или нематериальные ресурсы, потребности, желания и интересы субъектов;
  • Конфликтные отношения – непосредственно взаимодействия между субъектами конфликта;
  • Конфликтная ситуация, т.е. развитие конфликта конкретный временной период.
«Конфликты в социальной работе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При работе с конфликтными ситуациями необходимо знать, каковы их основные характеристики. Среди характеристик конфликта можно выделить пространственные и временные. К первым относятся условия и повод его возникновения, формы проявления, действия его субъектов, результат. Вторые отражают длительность конфликта, его повторяемость, продолжительность участия в нем каждого из субъектов.

Все конфликты можно разделить на группы по различным признакам:

  • В зависимости от степени разрешаемости: полностью разрешаемые, частично разрешаемые, неразрешаемые (но их возможно урегулировать);
  • По числу субъектов выделяют внутриличностные, межличностные, межгрупповые;
  • По форме проявления: латентные, открытые и потенциальные;
  • По характеру нарушаемых отношений: личные и деловые;
  • По степени напряженности: недовольство, разногласие, противодействие, противостояние, противоборство.

Динамика развития конфликта

Динамика конфликта представляет собой ход его развития, изменения под воздействием внутренних механизмов и внешних факторов. Можно выделить несколько стадий конфликта.

1-я стадия включает предконфликтный этап, на котором приводятся в действие причины конфликта, нарастает напряженность между субъектами и идет накопление неразрешенных проблем и момент возникновение конфликта.

Для 2-ой стадии характерно обострение противоречий. Нарастает и становится устойчивым негативный психологический фон в отношениях.

3-я стадия – переход взаимодействий между субъектами в открытый конфликт. Данная стадий проходит в два этапа: нарастание конфликта и кульминация.

4-я стадия – это разрешение конфликтной ситуации.

5-я стадия – затухание конфликта, постконфликтная ситуация. Эта стадия наступает в тот момент, когда конфликтующие стороны исчерпывают свою энергию.

Конфликт как явление имеет ряд функций, которые можно разделить на две группы:

  • Позитивные: оптимизация взаимоотношений, восстановление их равновесия; интеграция и стабилизация при укреплении тенденции устойчивого развития субъектов; определение точек напряженности в отношениях, выявление рассогласования целей, потребностей и интересов; установление новой системы отношений или адаптация старой к изменившимся условиям.
  • Негативные: разрушение социальной системы, организаций, деформация отношений между субъектами; нарушение стабильности в развитии; истощение материальных м нематериальных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов.

Модели поведения субъекта в процессе конфликта

Известны несколько моделей взаимоотношений в проблемных ситуациях.

«Уходящий от решения». Один из субъектов отказывается приступать к обсуждению конфликтной ситуации либо продолжать его. Он пытается изменить содержание обсуждения. При взаимодействии с партнером такого рода партнером нужно проявить настойчивость, овладеть инициативой и возвращаться к обсуждаемой проблеме. Также необходимо заинтересовать партнера в решении проблемы.

«Согласие на любое предложение». В том случае партнер бывает согласен на любое предложение, лишь бы только избавиться от дискомфортной ситуации, связанной с необходимостью разрешения проблемы. Он моет согласиться даже с предложением, которое будет невыгодно для него самого.

«Отрицание наличия проблемы». Избравший такую модель поведения партнер будет утверждать, что конфликтная ситуация разрешится сама собой. Он не прикладывает усилий для достижения соглашения. В данном случае необходимо, во-первых, показать, что проблема есть и требует разрешения, во-вторых, проявить инициативу в ее обсуждении и, наконец, показать пути и способы выхода из сложившегося положения.

«Я хочу». Партнер тут стремится к принятию такого решения, в котором заинтересован он сам, отвергая при этом доводы и игнорируя интересы другой стороны. Другой партнер в таком случае должен проявить спокойствие и осмотрительность. Также он должен показать, что его позиция тоже тверда и убедительна, и односторонние уступки невозможны. И, наконец, необходимо предложить свои варианты.

Дата последнего обновления статьи: 02.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot