Понятие конфликтов и их классификация
Конфликт следует рассматривать как событие, которое может возникнуть в случае нехватки ресурсов, изменения ситуации и возникновении чувства неопределенности. Все эти случаи вполне типичны для служб социального обеспечения.
Конфликт – это момент во взаимоотношении двух субъектов, когда между ними возникают противоречия и происходит столкновение. Столкновение это происходит за счет того, что оба субъекта взаимодействия осознают свои интересы и потребности и желают их реализовать в данный момент.
Социальным конфликтом называется, прежде всего, форма отношений между двумя или более субъектами по поводу разрешения острых противоречий, возникших в процессе взаимодействия.
Подобные конфликты неизбежны при любой социальной структуре. Главная проблема при работе с ними состоит не в сглаживании или, тем более, подавлении, но в поиске эффективных методов разрешения, достижении решений, которые будут приемлемы для обеих сторон.
Основной причиной социальных конфликтов можно назвать сложность распределения жизненных ресурсов, их дефицит. Одна из задач социальной работы – выявление, предупреждение и разрешение конфликтов на внутриличностном и межличностном уровнях, а также на уровне «индивид—общество».
В процессе исполнения своих профессиональных функций социальный работник нередко оказывает клиенту помощь в преодолении и разрешении тех конфликтов, участниками которых он стал. В то же время у него могут возникать различные конфликты с самим клиентом. Поэтому специалисту по социальной работе важно иметь знания и навыки управления конфликтом, владеть методами его предупреждения или перевода в конструктивное русло.
Элементами структуры любого конфликта являются:
- Его субъекты, т.е. участники конфликтного взаимодействия; это могут быть отельные индивиды, группы индивидов или социальные организации;
- Предмет конфликта – конкретные материальные или нематериальные ресурсы, потребности, желания и интересы субъектов;
- Конфликтные отношения – непосредственно взаимодействия между субъектами конфликта;
- Конфликтная ситуация, т.е. развитие конфликта конкретный временной период.
При работе с конфликтными ситуациями необходимо знать, каковы их основные характеристики. Среди характеристик конфликта можно выделить пространственные и временные. К первым относятся условия и повод его возникновения, формы проявления, действия его субъектов, результат. Вторые отражают длительность конфликта, его повторяемость, продолжительность участия в нем каждого из субъектов.
Все конфликты можно разделить на группы по различным признакам:
- В зависимости от степени разрешаемости: полностью разрешаемые, частично разрешаемые, неразрешаемые (но их возможно урегулировать);
- По числу субъектов выделяют внутриличностные, межличностные, межгрупповые;
- По форме проявления: латентные, открытые и потенциальные;
- По характеру нарушаемых отношений: личные и деловые;
- По степени напряженности: недовольство, разногласие, противодействие, противостояние, противоборство.
Динамика развития конфликта
Динамика конфликта представляет собой ход его развития, изменения под воздействием внутренних механизмов и внешних факторов. Можно выделить несколько стадий конфликта.
1-я стадия включает предконфликтный этап, на котором приводятся в действие причины конфликта, нарастает напряженность между субъектами и идет накопление неразрешенных проблем и момент возникновение конфликта.
Для 2-ой стадии характерно обострение противоречий. Нарастает и становится устойчивым негативный психологический фон в отношениях.
3-я стадия – переход взаимодействий между субъектами в открытый конфликт. Данная стадий проходит в два этапа: нарастание конфликта и кульминация.
4-я стадия – это разрешение конфликтной ситуации.
5-я стадия – затухание конфликта, постконфликтная ситуация. Эта стадия наступает в тот момент, когда конфликтующие стороны исчерпывают свою энергию.
Конфликт как явление имеет ряд функций, которые можно разделить на две группы:
- Позитивные: оптимизация взаимоотношений, восстановление их равновесия; интеграция и стабилизация при укреплении тенденции устойчивого развития субъектов; определение точек напряженности в отношениях, выявление рассогласования целей, потребностей и интересов; установление новой системы отношений или адаптация старой к изменившимся условиям.
- Негативные: разрушение социальной системы, организаций, деформация отношений между субъектами; нарушение стабильности в развитии; истощение материальных м нематериальных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов.
Модели поведения субъекта в процессе конфликта
Известны несколько моделей взаимоотношений в проблемных ситуациях.
«Уходящий от решения». Один из субъектов отказывается приступать к обсуждению конфликтной ситуации либо продолжать его. Он пытается изменить содержание обсуждения. При взаимодействии с партнером такого рода партнером нужно проявить настойчивость, овладеть инициативой и возвращаться к обсуждаемой проблеме. Также необходимо заинтересовать партнера в решении проблемы.
«Согласие на любое предложение». В том случае партнер бывает согласен на любое предложение, лишь бы только избавиться от дискомфортной ситуации, связанной с необходимостью разрешения проблемы. Он моет согласиться даже с предложением, которое будет невыгодно для него самого.
«Отрицание наличия проблемы». Избравший такую модель поведения партнер будет утверждать, что конфликтная ситуация разрешится сама собой. Он не прикладывает усилий для достижения соглашения. В данном случае необходимо, во-первых, показать, что проблема есть и требует разрешения, во-вторых, проявить инициативу в ее обсуждении и, наконец, показать пути и способы выхода из сложившегося положения.
«Я хочу». Партнер тут стремится к принятию такого решения, в котором заинтересован он сам, отвергая при этом доводы и игнорируя интересы другой стороны. Другой партнер в таком случае должен проявить спокойствие и осмотрительность. Также он должен показать, что его позиция тоже тверда и убедительна, и односторонние уступки невозможны. И, наконец, необходимо предложить свои варианты.