Понятие деонтологии
Деонтология в социальной работе – это система норм и предписаний, касающихся профессионального долга и обязанностей, моральной ответственности социального работника или целого коллектива перед клиентами, коллегами, профессиональным сообществом, обществом и государством в целом.
По объему понятие «деонтология» уже, чем понятие «профессиональная этика». Первая выявляет особенности и специфику реализации профессионального долга, в то время как вторую интересует его сущность.
Основой любой профессиональной морально-этической системы является учение о должном. Категория долга неразрывно связана с ответственностью. В отличие от должностных обязанностей, профессиональный долг воспринимается как убежденность в необходимости тех или иных действий, внутренняя нравственная потребность, а не что-то, навязанное извне.
Должностные обязанности социального работника как профессионала в определенной области, в общих чертах были изложены в Квалификационном перечне. Более подробно и детально они прописаны в должностных инструкциях, выпущенных различными учреждениями социальной защиты населения. Они обязательны к исполнению.
Однако, как было отмечено выше, не всегда служебная обязанность социального работника может быть рассмотрена как профессиональный долг. Порой появляются такие обязанности, которые были навязаны ему вышестоящими должностными лицами или продиктованы текущей ситуацией, но при этом они не идут клиентам на пользу. В такой ситуации мерилом его ответственности становятся честь, достоинство, моральное и нравственное чувство, гражданская ответственность.
Таким образом, понятия «должностные обязанности», «профессиональная ответственность» и «профессиональный долг», различны по своему содержанию, хотя и пересекаются частично.
Деонтология в социальной работе основывается на определенных принципах:
- принцип личной ответственности за свое дело как в правовом, так и в морально-нравственном отношении;
- принцип компетентности специалиста;
- рационального подхода к решению поставленных задач;
- правовой регламентации деятельности;
- подотчетности;
- контроля и проверки исполнения;
- соответствия полномочий и ответственности;
- творческого подхода;
- дисциплины и организованности;
- критического подхода к оценке деятельности м своих возможностей;
- доверия и свободы действий;
- поощрения и наказания.
Типы профессиональных отношений в социальной работе
Деонтологию социальной работы можно рассматривать в соответствии с профессиональными отношениями, в которые вступает специалист в ходе своей деятельности. Среди них следующие:
- социальный работник – общество и государство;
- социальный работник – профессия;
- социальный работник – коллеги;
- социальный работник – клиент.
Социальный работник ответсвенен перед обществом и государством. Формирование института социальной работы является одним из способов, которым государство стремится к обеспечению достойных условий жизни и свободного развития человека. Главная его задача – осуществлять деятельность в отношении тех членов общества, которые, по тем или иным причинам, пребывают в трудной жизненной ситуации и имеют различные ограничения жизнедеятельности. На данный социальный институт возложены ответственные функции оказания помощи этой категории граждан. Государство и общество поручают социальному работнику заботу о нуждающихся в помощи, предоставляя ему для этого определенные полномочия.
Существует также ответственность перед профессией. Она требует утверждения социальной работы как общественного института, обладающего высокой престижностью, значимостью и хорошей репутацией в глазах всего общества. Долгом социального работника на сегодня является распространение знаний о своей профессии, формирование позитивного общественного мнения о том роде деятельности, которым он занят. Ему необходимо относиться к своему труду как к делу всей жизни, видеть в нем путь реализации своих способностей и осознавать его высокую социальную значимость. Он должен заботиться о своем моральном облике, помогать сохранению моральной чистоты своей профессии. Необходимо, чтобы социальный работник являлся проводником идей гуманизма и справедливости, способствовал их утверждению в обществе. Соблюдая все эти принципы, он исполняет долг перед профессией.
Следующий тип профессиональных взаимоотношений в социальной работе – отношения с коллегами. Поддержание сплоченности и стабильности коллектива также является долгом социального работника. Нужно, чтобы в нем была создана атмосфера сотрудничества, товарищества и взаимовыручки. Усилия целого коллектива приносят гораздо более высокие результаты, чем усилия одиночек. В первую очередь, профессиональный коллектив социальных работников объединяют общие моральные принципы, цели и задачи. Социальному работнику нужно способствовать повышению профессионального мастерства коллег, а также самому учиться у них, согласовывать с их действиями свои.
Еще один тип профессиональной ответственности – ответственность социального работника перед клиентом. Он должен быть заинтересован в построении хороших и крепких отношений с клиентом и его близкими. Тут возникает такой фактор как субъективные характеристики клиента, однако более активной стороной является, все-таки, сам социальный работник. Его профессиональный долг состоит в содействии полной и всесторонней реализации лучших сторон личности клиента, необходимо увидеть перспективы позитивных изменений.
Долг социального работника перед самим собой
Социальный работник несет моральную ответственность за свою деятельность и ее результаты не только перед обществом, коллегами, клиентами, но также и перед самим собой. Долг социального работника перед собой заключается в творческом подходе к исполнению своих профессиональных обязанностей, непрерывное совершенствование в профессиональном и личностном, духовно-нравственном плане. Он обязан поддерживать свои честь и достоинство, завоевывать авторитет в общественном мнении.