Возникновение социальной защиты в Германии
Вопрос социальной помощи в хорошо развитых странах стал актуальным всего несколько веков назад. Большой шаг в этом направлении сделала Германия под руководством Отто фон Бисмарка в конце ХIХ века. В стране ввели обязательную систему социального страхования для людей, которые работали в промышленности. Также данная система обеспечивала помощь в различных жизненных ситуациях (например, при болезни, несчастных случаях на производстве, по инвалидности или старости).
Внедрение социальной помощи для рабочих оказалось достаточно эффективной системой. Позже, в начале ХХ века, примеру Германии последовали и другие государства Европы, которые столкнулись со различными социальными проблемами.
Модель социальной защиты ФРГ
Модель социальной помощи Германии является одной из самых эффективных среди стран Европы. В 1890-е годы правительством страны было принято три закона, которые стали основой всей системы. Это:
- закон о страховании по болезни лиц промыслового труда
- закон о страховании от несчастных случаев на производстве
- закон об инвалидности и страховании по старости.
В XX веке вследствие развития социальной помощи снизился пенсионный возраст до 65 лет в случае наличия тридцати пяти летнего страхового стажа. Шахтерам, имеющим многолетний стаж работы, назначалась досрочная пенсия по старости с 60 лет. Но в начале XXI века в Германии повысили пенсионный возраст до 67 лет.
Данное решение вступило в силу в 2012 году. Его принятию послужили следующие причины:
- во-первых, занятость среди населения 60-65-летних повысилась до 38% и увеличилась практически в два раза за последние 10 лет
- во-вторых, старение населения приводит к финансовым перегрузкам пенсионной системы.
По мнению правительства страны, увеличение пенсионного возраста может поспособствовать привлечению доходов в систему и, тем самым, послужить решением проблемы финансовых перегрузок.
Современную модель социальной помощи Германии сформировали перемены, которые произошли в 1950-1960 годы, и изменяли смены главенствующих партий в стране.
Социальная защита Германии в настоящее время включает в себя три ключевые характеристики: принцип профессиональной солидарности, принцип перераспределения, принцип вспомоществования и принцип самоуправления страховых учреждений.
Социальная помощь ФРГ
Социальная помощь (Кодекс социальных законов, т. XII - SGB XII) выполняет важнейшую функцию для государства. Она существует для того, чтобы защищать общество от бедности и социального обособления. Люди, которые не способны обеспечить потребности своими силами и не имеют возможности получить страховое возмещение или содействие от системы социального обеспечения, получают социальную помощь на основании SGB XII. Данная помощь оказывается в виде услуг, вещей, или финансовых средств.
В ФРГ такая помощь предоставляется 8,5 % населению страны.
В прошлом веке она была более востребована для людей пожилого возраста, но сейчас она становится актуальной для более молодого населения. Больше всего, на данный момент, в социальной помощи нуждаются лица от 7 до 21 года.
Для того, чтобы получить социальную помощь, люди в обязательном порядке должны попробовать другие способы самостоятельно обеспечить себя, то есть обратиться за помощью к родственникам (их помочь может заставить суд), попробовать найти работу, продать дорогостоящие предметы, поменять свою квартиру или дом на более дешевый вариант в более дешевую квартиру, и обратиться за пособием по безработице.
Социальные службы помогают с оплатой жилья, отопления, с покупкой одежды и другими необходимыми для жизни вещами. Также к социальной помощи относятся такие виды поддержки, как:
- оказание медицинской помощи и бесплатное предоставление медикаментов
- направления на лечение и путевки в санатории, и другие, поддерживающие здоровье центры
- помощь в планировании семьи
- помощь беременным женщинам
- помощь инвалидам
- помощь людям, оставшимся без крова, бывшим заключенным, туберкулезным больным и психически нездоровым гражданам.
В ФРГ существует базовое обеспечение на основании книги кодекса социальных законов SGB XII, которое повышает пенсию по старости и по частичной потере трудоспособности, если она нее невозможно прожить. Такие выплаты также получают инвалиды в молодом возрасте после 18 лет.
Также существует страхование от несчастных случаев, которое занимает маленькое место в структуре социальных расходов, финансируемое чаще всего за счет работодателя. Выплаты по данному пособию составляют 80% прежнего дохода для восстановления профессиональной трудоспособности человека.
На данный момент для прежней модели социально-экономического развития Германии не самые легкие времена. Налоговое бремя выросло до 80% от дохода населения, также повысился уровень безработицы, которая имеет хронический характер, доходы государства распределяются неэффективно. В результате старения населения траты государственных средств на социальное обеспечение беспрерывно возрастают. Из-за больших пособий по безработице общество носит иждивенческое настроение. В результате такого кризиса безработица является на данный момент серьезной проблемой в Германии.
Многие большие компании пользуются лазейками в законе и, тем самым, уменьшают свои налоги, часто добиваясь для себя различного рода привилегий. Пенсионные отчисления в стране происходят из прибыли работающих граждан. Из-за старения населения налоговая нагрузка сильно увеличилась, и средств для выплат пенсий достаточно. Трудности появились в отношении населения, не имеющего стабильной постоянной работы и соответственно не могут получать страховые пособия, а государство не обладает большими возможностями оказать им помощь, в результате чего такие люди могут лишь рассчитывать на местные благотворительные движения и общественную помощь. Соответственно, корпоративная модель социальной политики ведет к появлению «двойного общества».