У истоков парадигмы социального конфликта находились К. Маркс и Г. Зиммель, в понимании которых социальный конфликт – естественное состояние общества, его имманентное свойство.
Истоки зарождения парадигмы социального конфликта
К. Маркс в качестве основного типа социального конфликта видел классовую борьбу, которая может быть преодолена исключительно в коммунистической бесклассовой формации. В понимании ученого классовая борьба как тип социального конфликта выступает движущей силой истории.
Зиммель, в свою очередь, в качестве основного типа конфликта выделяет конфликт между индивидуумом и личностью.
Понимание социального конфликта в работах Л. Козера
В 1950 – 1960-х гг. парадигма социального конфликта разрабатывалась в трудах Л. Козера (США) и Р. Дарендорфа (ФРГ). В работах данных ученых социальный конфликт противопоставляется равновесию и стабильности социальных систем.
Л. Козер полагает, что социальные конфликты выполняют стабилизирующую и интегрирующую роль в обществе. Истоки возникновения конфликтов ученый видит в различии интересов социальных групп в борьбе за собственный социальный статус, долю вознаграждения, власть.
Конфликты успешно выполняют ряд функций, способствуя разрядке социального напряжения, мотивируя к социальным изменениям, созданию общественных объединений, развитию коммуникативных связей между акторами социального взаимодействия. В случае межгруппового конфликта осуществляется более четкая демаркация границ между социальными слоями, усиление нормативности поведения. Кроме того, социальные конфликты успешно реализуют сигнальную функцию, осуществляя актуализацию внимания общества на наиболее острых социальных противоречиях, на необходимости социальных изменений. Другими словами, социальные конфликты могут реализовывать ряд позитивных функций.
Понимание социального конфликта в работах Р. Дарендорфа
В понимании Р. Дарендорфа социальные конфликты – неотъемлемая часть общественного развития, всей совокупности социальных процессов. Разработанная ученым конфликтная модель социального общества базируется на трех основных положениях:
- любое общество находится в постоянном состоянии изменений;
- в любом обществе присутствуют конфликты и несогласия;
- любое общество неизменно базируется на насилии одних его членов над другими;
- конфликты выступают следствием социальных изменений и их причиной.
Истоки конфликта мыслитель видит в борьбе различных социальных групп за власть, в дуалистическом процессе борьбы за власть и противодействия ей.
Конфликт, таким образом, выступает порождением неравного положения людей в обществе.
Главными субъектами социальных конфликтов являются крупные социальные группы, в результате противостояния которых возможны следующие социальные изменения:
- полное преобразование правящего слоя (преобразования революционного типа);
- осуществляется частичная замена правящего слоя (преобразования эволюционного типа);
- преобразования отсутствуют, меняется лишь политический курс правящих слоев.
Впоследствии развитие парадигмы социального конфликта осуществлялось в работах К. Боулдинга, Д. Белла, А. Турэна, М. Крозье и др. Данные ученые подчеркивают конструктивную роль противоречий в обществе, называя в качестве источников конфликта несовершенство межгрупповых взаимодействий в обществе.
Таким образом, парадигма социального конфликта прошла длительный путь развития. На современном этапе развития научных представлений под данным феноменом понимается столкновение противоположных взглядов, интересов, стремлений; острый спор, серьезное разногласие, которое приводит к борьбе.