Понятие «социально-экологической культуры»
Социально-экологическая культура – это направление культурологии, исследующее отношения между индивидом и окружающей природной, культурной и социальной средами, воздействие производственной деятельности на состав и свойства внешней среды, практические проблемы ее защиты.
Социально-экологическая культура тесно связана с духовно-нравственными и психологическими аспектами личности:
- решение психологических проблем, связанных с внешним психологическим воздействием на человека (массовые сеансы целительства, синдром войны);
- разрешение проблемы военных конфликтов; организации, учреждения, предприятия военно-промышленного комплекса оказывают значительное негативное влияние на экологическую обстановку;
- проблема экологи языка; язык – один из признаков нации, главный хранитель культуры и нравственности, здравого смысла народа; жаргонизация языка разрушает духовную сущность человека;
- стремление человека к нравственности; критерий нравственности – экологическая воспитанность человека;
- взаимоотношения с окружающим миром природы.
Экологическая культура – составная органическая часть всей культуры общества, она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека.
Экологическая проблема - это отражение противоречий, появляющихся в системе связей природы и общества в следствие интенсификации их взаимного влияния, в условиях жизнедеятельности человека, политических, социально-экономических и других процессов.
Решение экологических проблем невозможно без учета биологического и социального в личности, законов развития и функционирования общества.
Социально-экологическая культура включает всю совокупность социально-психологических, политических, экономических, этических и культурологических факторов для формирования природоохранной деятельности.
Воспитание социально-экологической культуры
Как носитель культуры, человек должен вносить свою долю в развитие культуры, реализуя свои личностные, психофизиологические потенции, заложенные в него природой, основываясь на развитие духовно-нравственного потенциала. Возникает необходимость формирования в отношениях с природой новых ценностных ориентаций. Только развитие экологического сознания может найти выход из глубокого кризиса общества.
Социально-экологическое образование подразумевает:
- развитие социально-экологического сознания и экологически целесообразного поведения,
- воспитание личности с социально-экологической мировоззренческой установкой.
Воспитание социально-экологической культуры включает воспитание следующих свойств личности:
- осознание себя частью биосферы;
- признание прав на жизнь как человека, так и других живых существ;
- способность к сопереживанию и диалогу;
- понимание невозможности выживания человека без других видов живых организмов.
Система образования и воспитания должна сформировать навыки поведения во внешнем мире, научить предвидеть последствия своей профессиональной деятельности и социальной активности, помочь личности адаптироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.
Проблемы социально-экологической адаптации
В современном мире особо остро стоит проблема социально-экологической адаптации.
Социально-экологическая адаптация – это процесс взаимодействия человека с природной и социально-культурными средами на основе нравственности и морали.
Социально-экологическая адаптация осуществляется в результате:
- решения задач создания теоретического и практического образа;
- разработки и совершенствования основных приспособленческих механизмов;
- проведением анализа приспособленческих механизмов, их ценностного содержания и возможностей реализации.
Одним из основных факторов социально-экологической адаптации является ориентация на будущее, направленная на отображение процессов социальной экологии, включающих развитие духовной сферы человека, что выражается в ориентации человеческого сознания на создание и усвоение новых культурных ценностей и норм.