Понятие "социальная культура личности"
Социальная культура личности – это культура, формирующаяся одновременно со становлением личности в определенной социальной сфере. Указывает на уровень сформированности общей культуры личности.
Формирование социальной культуры личности – актуальная цель исторического общественного развития. Личность выступает в качестве субъекта формирования по мере своего совершенствования.
Качества социальной культуры личности, ее компоненты и подсистемы выполняют функции регуляции, организации и обеспечения целостности развития культуры. Развитие социальной культуры личности происходит в двух направлениях: вперед и вверх. Движение вверх подразумевает движение к:
- социальным ценностям культуры;
- совершенству: физическому, духовному, психическому, социальному.
Социальная культура личности – единое взаимодействие всех ее компонентов.
Социальная культурология – наука, исследующая движущие мотивы поведения отдельных индивидов, групп людей или больших общностей, принципы духовной регуляции разнообразных сфер социальной жизни.
Человек как продукт культуры общества
Любой человек является культурным существом, так как
- владеет речью,
- усвоил определенные поведенческие нормы,
- обладает набором сложных навыков,
- на основе усвоенного опыта взаимодействует с другими людьми.
Абсолютно лишенный культуры человек в обществе выжить бы не смог.
Социальное окружение ребенка прививает ему определенное культурное наследие, формирует личность ребенка согласно культуры определенного общества.
Формирование личности происходит в процессе социализации, сущностью которого является усвоение культурного опыта социума. Формирование человеческих качеств – мышление, способность к взаимодействию с людьми и к целенаправленной деятельности – результат освоения культуры.
Социальная культура определяет возможные типы поведения социализирующегося индивида, выступает своеобразным «фильтром», отбирающим из множества возможных вариантов формы мышления и поведения.
Чем многообразнее и сложнее культура общества, тем разнообразнее потребности индивида. Культура «управляет» человеческими потребностями. В разных культурах степень выраженности противоречий между потребностями и личностью неодинакова. Порождающие эти противоречия факторы – более социального, чем культурного характера.
Социальная культура и идентичность
Идентичность – это представление человека о самом себе, проявляющееся в следствие его взаимодействия с другими людьми, социокультурной средой, усвоения идей, представлений, ценностей, заложенных в культуре общества.
Именно от социального окружения человек получает первое представление о том, кем он является. Впоследствии индивид нуждается в подтверждении своей идентичности со стороны других людей.
На идентичность личности влияют исполняемые им социальные роли (например, роль родителя подразумевает вовлеченность в процесс воспитания детей).
Человек может определять свою идентичность, исходя из работы самосознания, его рефлексии. Тогда он воспринимает себя как личность, стремящуюся к гармонии с миром, обладающую творческим потенциалом. При этом и «гармония с миром» и «творчество» являются продуктом усвоения в результате знакомства с идеалами и культурными ценностями определенной общности.
В современном обществе обретение определенной и устойчивой идентичности часто является проблемой. Эта проблема обусловлена тем, что на протяжении всей своей жизни индивид:
- играет множество социальных ролей;
- лишен конкретных духовных ориентиров;
- у него отсутствуют прочные социальные связи;
- погружен в процесс стремительных социальных и культурных изменений.