Предмет социальной культуры
Социология культуры – это наука, изучающая строение и функционирование культуры совместно с другими социальными организациями и институтами относительно конкретных исторических процессов.
Предмет социальной культуры можно рассматривать в двух аспектах:
- в широком смысле – это любые процессы, явления, нормы, группы, сообщества, институты, присутствующие в обществе, касающиеся культуры, и рассматривающиеся с социологических позиций;
- в узком смысле – это процессы и явления, группы, сообщества, институты, которые могут существовать только в культурной сфере; это образ жизни большого количества людей.
Предмет социальной культуры - это особые взаимоотношения культуры и общества. Он включает процессы морфологии и генезиса культуры, типологию, сущность и смысл культуры, ее структуру, динамику и язык.
Социология культуры изучает социальные закономерности формирования культуры, формы проявления их в деятельности человека, связанной с производством, усвоением, распространением и сохранением культурных ценностей, норм, представлений, идей, образцов поведения, которые регулируют отношения между природой и обществом, между людьми в социуме.
Социология культуры рассматривает все проблемы общественной жизни. В любой социальной деятельности человека, в быту, образовании, труде, политике и т.д., есть культурное содержание.
Культура как предмет изучения
Многие ученые указывают, что одним из существенных аспектов предмета социологии культуры является исследование современного социокультурного процесса в качестве сущностных изменений функций культуры в жизни общества.
Предметом социальной культуры могут выступать объективные и субъективные факторы духовной, материальной, социальной культур, а также взаимосвязи между ними.
Культура – понятие собирательное, включающее:
- вопросы межкультурного взаимодействия общностей;
- социологию разных видов творческой деятельности;
- влияние культуры на социально-исторический процесс;
- воздействие культуры на основные социальные институты (политику, семью, экономику, образование и т.д.) и их функционирование.
Социология культуры включает весь комплекс проблем, конкретизирующих общие социологические методы относительно культуры, как предмета изучения социологии культуры и основывается на:
- теоретических принципах изучения структур, функций, динамики социального взаимодействия;
- анализе определенных сторон жизни общества.
Социальная культура имеет собственную терминологию, выражающую систему понимания социально-культурных процессов и явлений, систему научных категорий и понятий.
Вся жизнедеятельность человека связана с миром культуры. Через культуру формируется личность, понимаются принципы устроения окружающего мира. Необходима обширная работа всех представителей художественной и научно-технической интеллигенции, деятелей культуры, организаторов «индустрии культуры».
Обязательным условием необходимой культурной ориентации в окружающем мире членов общества являются:
- раскрытие понятийного и образного смысла художественных произведений, предметов искусства, форм поведения, ритуалов, значения научных открытий;
- вживание во внутренний смысл культурных ценностей, их осмысление.
Элементы культурной коммуникации
В рамках системного, функционалистского и структурального подходов социологию культуры можно рассматривать как метасоциологическую дисциплину.
Культуру можно изучать в концептуальных рамках коммуникативных процессов. Выделяют четыре главных элемента культурной коммуникации:
- создатель культурной ценности,
- созданная ценность,
- продюсер, осуществляющий материальные стороны по исполнению, тиражированию, копированию, распространению культурных ценностей,
- аудитория, воспринимающая произведение.