Образование как фактор социальной дифференциации – это процесс воспитания и обучения, являющийся причиной разделения общества на группы.
В современном обществе наблюдается увеличение разрыва между необразованными и образованными.
Образование и социальная дифференциация
К образованию как фактору социальной дифференциации уже длительное время существует два разных исторических подхода.
- Образование это следствие образования классов в обществе. Такая позиция отражена, в частности, в концепции социолога Т. Веблена, который рассматривал образование как случайный продукт деятельности высшего класса.
- Образование и есть причина образования классов. Эта идея принадлежит немецкому философу Э. Гуссерлю, так с одной стороны, новый тип обобществления возникает на основе нового типа деятельности: меняется экономическая ситуация в обществе. С другой стороны, чрез обучение уже сформировавшаяся страта увеличивается и крепнет, в результате меняется социальная сфера общества.
В настоящее время со сложностями в сфере образования в основном сталкиваются жители небольших поселков и отдаленных деревень, хорошее и доступное образование все больше приобретает зависимость от материального достатка и социального статуса семьи, в свою очередь это очень серьезное препятствие для талантливых молодых людей.
В результате набор в учебные заведения уже давно приобрел дискриминационный характер, постепенно происходит оттеснение не защищенных слоев населения от получения качественного высшего образования. Соответственно в сознании людей плотно засело мнение, что попасть в институт сегодня можно либо заплатив большие деньги, либо имея связи, во всех других случаях попасть в вуз крайне сложно, даже если есть знания и желание учиться. Во всей этой несправедливости удивляет то, что многие считают такой расклад вполне нормальным и не вызывает никаких протестов и осуждений ни среди абитуриентов, ни среди их родителей.
Согласно исследованию Я. М. Рощиной лишь 30% родителей и 25% детей, считают так называемый "блат" неприемлемым и недопустимым. Почти 60% родителей и вовсе готовы в случае необходимости дать взятку, не считая это чем-то аморальным.
Рыночная экономика в нашей стране сопровождается активным внедрением платного образования, в результате сложилась иерархия из более престижных и дорогих и более доступных учебных заведений, помимо это престиж квалифицированного труда с каждым годом все падает.
Социальная мобильность и социальные "лифты"
Важный критерий для сферы образования – плотность населения, так малонаселенность является серьезным фактором для развития социальной инфраструктуры. Большие города предоставляют большой выбор разных учебных заведений на любой вкус и кошелёк, здесь же созданы все условия для социальной мобильности в сфере образования.
Социальная мобильность – это смена социальной позиции индивидом или группой.
Особо стоит отметить крупные города федерального значения – Москву и Санкт-Петербург, именно здесь больше всего находится негосударственных вузов.
Образование всегда являлось средством вертикальной социальной циркуляции. В обществе, где образование доступно всем его членам, всё движется вверх. В свою очередь в обществе, где образование доступно не всем. образование является лифтом, который перемещается только между верхними этажами.
Известный социолог П. Сорокин примером общества, где социальная система является лифтом, который движется с низу вверх приводит китайское общество, он тесно связывает образование и политику. Студенты, которые были избраны из простых людей и в итоге достигали высоких должностей, способствовали тому, что разные институты стали теми местами, где избирались представители из народа.
Согласно концепции П. Сорокина, образование в современном обществе один из самых важных каналов вертикальной циркуляции, нельзя достичь успеха в карьере если нет хорошего образования, также выпускник с дипломом вуза ценится гораздо выше и легко продвигается по карьерной лестнице вне зависимости от своего происхождения. Многие социальные сферы и ряд профессий практически закрыты для человека без соответствующего диплома.
Образование это сито, просеивающее и распределяющее людей по разным стратам и позициям, по сути образование это канал для уменьшения или усиления социального неравенства. Разделение труда есть единственный объективный источник роста производительных сил общества. Вне разделения труда нет и не может быть человека социального.
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод, что в сфере образования в последнее время наблюдается разрыв между реформаторством и социологическим обоснованием каких-либо перемен, что привело к следующему.
Учебные заведения разделились на "для простого народа" и для элиты и связано это с социальным неравенством студентов, особенно сильно от этого могут пострадать сироты и дети из малообеспеченных семей, так как если не будет мест (квот) для поступления, то доступ к высшему образованию им будет закрыт.
Отодвигается перспектива использования образования как стартовой площадки для развития производства, в настоящее время сильно ощущается на многих предприятиях дефицит квалифицированных кадров.
Главной угрозой для общества может стать "феодализация" образования превращающая местные вузы в некое подобие вузовской демократии, сохраняющейся сегодня в высшей школе, исчезнет под напором вынужденного усиления бюрократического контроля и снижения и без того ограниченных материальных возможностей региональных вузов.
Ощутимый разрыв в доходах населения обострил проблему доступного и качественного образования для молодёжи из разных социальных групп, также важно учитывать факт неравномерных расходов на образование из бюджетов разных регионов. Большая часть населения страны убеждена, что их детям придется учиться в учебном заведении своего города, а в лучшем случае в соседней области, как правило это связано с недостатком средств на обучение.