Понятие школьной дезадаптации
Школьная дезадаптация является одним из подвидов социальной дезадаптации. Она проявляется в качестве расстройства адаптационных способностей ребенка, который находится в школьном возрасте. Основная проблема – невозможность ребенка приспособиться к условиям школьного учебного заведения.
Школьная дезадаптация может привести к достаточно серьезным последствиям. Например, при дезадаптации у школьника снижается мотивация к обучению, угасают его интеллектуальные и физические способности. К тому же, нарушения адаптационного процесса приводят к ухудшению взаимоотношений с одноклассниками и учителями. Чаще всего школьная дезадаптация встречается у учащихся младших классов, но нередко фиксируются случаи дезадаптации детей, которые обучаются в старших классах, особенно в подростковом возрасте.
Школьная дезадаптация – это серьезное нарушение. Оно выступает в качестве нарушения возможностей приспособиться к внешним требованиям, которые выдвигает учебное заведение. К тому же, это расстройство общей способности к психологической адаптации из-за определенных патологических факторов. Таким образом, школьная дезадаптация – это проблема, которая выходит за рамки медицинской, и касается еще и биологической сферы.
Зачастую социальную школьную адаптация интерпретируют как вектор «болезнь/расстройство здоровья, нарушение общего развития и поведения”. В нее оказываются вовлечены не только преподаватели, но и родители учащегося и врачи, которые готовы работать с данной проблемой, и в чьи компетенции входит борьба с адаптивными расстройствами. В данном случае к школьной дезадаптации относятся не просто как к нарушению, а как к серьезному заболеванию и патологии развития, которое может повлиять на всю жизнь ребенка не только в учебном заведении, но и за его пределами.
Виды школьной дезадаптации
Виды школьной дезадаптации выделяются по нескольким критериям:
- Во-первых, это отсутствие элементарной успеваемости в соответствии с требованиями школьной программы.
- Во-вторых, расстройство эмоционально-личностного восприятия процессов обучения, а также общения с одноклассниками и учителями.
- В-третьих, периодические нарушения в поведении, которые не поддаются корректировке со стороны учителей и школьных психологов.
- В-четвертых, патогенная дезадаптация, которая возникает у ученика по причине расстройств нервной системы и нарушений головного мозга.
Социальная дезадаптация также является одним из критериев, который влияет на формирование дезадаптации школьника. Сюда входит подрыв общепринятых порядков, непринятие ценностей, деформация внутренней регуляции, отсутствия дисциплины и самоконтроля.
Исследователи выделяют пять основных видов социальной школьной дезадаптации:
- Когнитивная школьная дезадаптация. Она проявляется в отсутствии успеха ребенка в обучающем процессе, а также отставание в развитии (в соответствии с теми критериями и требованиями, которые выдвигает школа);
- Эмоционально-оценочная дезадаптация школьника. Сюда входят постоянные нарушения эмоционального состояния, несерьезное восприятия учебного процесса, отсутствие интереса к отдельным предметам по причине того, что ребенок не видит в них никакой необходимости для своего дальнейшего развития. Также сюда могут входить тревожные состояния, которые возникают из-за каких-либо проблем в школе (с учителями или одноклассниками);
- Поведенческий вид школьное дезадаптации – проявление таких качеств, как агрессия, пассивно-отказные формы поведения и реакция, намеренное нежелание идти на контакт с одноклассниками и учителями;
- Соматический вид социальной школьной адаптации – отклонения в физическом развитии ученика, недостатки в его физическом и психическом здоровье. В этом случае ребенок страдает от большого количества комплексов, что мешает ему ощутить себя полноценным участником школьного процесса;
- Коммуникативный вид социальной школьной дезадаптации – выражает затруднения в наращивании контактов, причем это касается и взрослых (учителей), и сверстников (других учащихся школы). Ребенок замыкается в себе, испытывает чувства одиночества, неполноценности.
Профилактика школьной дезадаптации
Профилактика школьной дезадаптации – это очень серьезный и многоэтапный процесс. Для того, чтобы создать профилактические условия дезадаптации, необходимо объективно оценить психологическую готовность самого ребенка к переходу к совершенно новым для него условиям. Это связано с новым коллективом, режимом дня, а также интеллектуальными и физическими нагрузками.
Отметим, что психологическая готовность – это один из многих компонентов, который входит в комплексную подготовку ученика к школьному обучению. Сюда также входит необходимость определить уже имеющийся уровень умений и навыков, а также изучаются потенциальные возможности, уровень развития мышления ребенка, его эрудированность, интуиция, стремление к творческой деятельности, память и внимание. Изучив все эти аспекты, специалист приходит к выводу о том, соответствует ли уровень развития ребенка его возрасту, и если нет, то при необходимости используется психологическая коррекция.
Очень важная поддержка со стороны родителей. В этот период стоит уделить ребенку больше внимания, вместе с ним переживать эмоциональные трудности, обсуждать тревоги, отношения с учителями и одноклассниками. Лишь родители, зная особенности своего ребенка, смогут оказать ему первую помощь для того, чтобы проблема не переросла в более серьезную угрозу его эмоциональному и физическому состоянию.
В каждой школе работает школьный психолог. В его обязанности входит периодическое тестирование школьников, проведение с ними мероприятий, которые направлены на выявление особенностей каждого ребенка. К тому же, в процессе этих мероприятий очень легко проследить, кто из детей принимает активное участие, а кто «остается в стороне». Именно с такими детьми в дальнейшем стоит проводить больше профилактических занятий для того, чтобы справиться с их чувство стеснения, дискомфорта.