Понятие «социальная дезадаптация»
Социальная дезадаптация является термином, который используется сразу в нескольких научных областях:
- психологии,
- социологии ,
- педагогике.
Под социальной дезадаптацией исследователи понимают частичную или полную неприспособленность человека к окружающим его социальным условиям.
Данный термин очень прочно вошел в жизни современного человека. Даже несмотря на то, что в обществе созданы все условия для нормальной жизнедеятельности и функционирования, не каждый человек способен адекватно оценивать себя, окружающий мир, воспринимать нормы и правила поведения, а также вести полноценный образ жизни в связи с различными отклонениями как в физиологическом, так и психическом плане.
Конечно, факт одиночества и неприспособленности человека сегодня достаточно прозаичен. Многие говорят о том, что дезадаптация происходит из-за недостатка возможностей к приспособлению к новым условиям, а некоторые утверждают, что основной причиной дезадаптации и одиночества как раз и является развитие информационных технологий. Некоторые люди теряют ориентиры и не могут разрешить элементарные проблемы, с которыми сталкиваются. Это ведет к увеличению уровня асоциальности, апатичности, человек впадает в депрессию даже в достаточно молодом возрасте. Поэтому выходит так, что уже взрослой и состоятельной личности приходится смотреть на жизнь по-новому, учиться радоваться ей, потому что из-за дезадаптивных процессов она утрачивает этот навык.
Таким образом, как мы отметили ранее, социальная дезадаптация – это утрата приспособленности личности к социальным и культурным условиям окружающей среды. Утрата может быть полная (полная, фатальная дезадаптация) или частичная, что, соответственно вызывает частичную дезадаптацию.
Человек, который страдает от данного явления, не может эффективно взаимодействовать с другими людьми, которые окружают его. Он может проявлять агрессивное поведение в отношении них, избегать прямых контактов. Также социальная дезадаптация характеризуется повышенной раздражительностью, неумением понять другого человека и принять его точку зрения.
Педагогическая запущенность как причина социальной дезадаптации
Как и у любого явления, у социальной дезадаптации также есть свои предпосылки и причины, по которым человек впадает в данное состояние. Когда психологическое состояние человека ничем не нарушено, то он вряд ли станет избегать прямых контактов с окружающими. Таким образом, социальная дезадаптация в определенной мере является свидетельством того, что личность испытывает серьезные проблемы, а условия, в которых она находится, вряд ли можно назвать благополучными.
Среди основных причин, которые чаще всего встречаются и определяют социальную дезадаптацию, выделяют педагогическую запущенность личности. Зачастую все проблемы личности исходят из его детского возраста. Социальная дезадаптация также проявляется чаще всего там, где к ребенку имеет место быть невнимательное отношение, пренебрежение к его интересам и потребностям. Если за ребенком плохо ухаживали в детстве, часто оставляли одного, то это вызывает у человека чувство незащищенности, не нужности уже в более сознательном возрасте. Не умея принимать чужую любовь и поддержку, человек и сам не умеет проявлять ее. К тому же, детская социальная дезадаптация приводит к трудностям с самоопределением и тем, чтобы найти свое место в жизни;
Утрата привычного коллектива и конфликт как причина социальной дезадаптации
Зачастую человек попадает в сложную ситуацию, при которой как бы «выпадает из общества» на продолжительный срок. Например, это может быть болезнь или смена собственной деятельности и интересов. Социальная дезадаптация при этом начинается не стихийно, а формируется постепенно. Лишь через некоторое время человек сам начинает замечать, что ему гораздо сложнее общаться с людьми, высказывать свою точку зрения в новом коллективе. Он испытывает внутреннюю зажатость и дискомфорт, поскольку боится, что его не примут. Поэтому он лишний раз избегает ситуаций, когда нужно покидать дом и свою зону комфорта, а также перестает следить за собой, выполняет рутинную деятельность, которая не удовлетворяет его потребностей и интересов.
Привычка действовать в одиночку приводит к тому, что человек становится более раздражительным в присутствии других людей. Дезадаптация нарастает, увеличивается уровень страхов, которые связаны как раз с общением с другими людьми. Человек вступает в конфликт с самим собой, а также с окружающими. Он бросает вызов обществу, становится уязвимым и незащищенным. Из-за утраты способности к общению в конфликте человек не может привести достаточно аргументов, чтобы отстоять свою точку зрения. по этой причине на психику ложатся дополнительные переживания. Конфликт очень выматывает, держит человека в напряжении и на заметном расстоянии от всех других людей. Формируются такие чувства, как подозрительность, недоверие, ухудшается характер, а вместе с ним и физическое состояние человека.
По сути, социальная дезадаптация тут становится следствием неправильного отношения человека к окружающему его миру, к людям, неумение выстроить правильные отношения к человеку, основанные на доверие. Отсутствует гармония с миром и с самим собой. Для разрешения данной проблемы человек обращается к психологу, который выясняет, какая из причин дезадаптации является самой главной: или это следствие проблемного и болезненного детского состояния, психологическая травма, или дезадаптация вследствие отсутствия контактов с окружающим миром. Не следует также забывать о том, что у каждого из нас есть свой собственный, личный выбор. Кто-то специально взял на себя роль отшельника, чтобы максимально уединиться с самим собой. но подобное решение чаще приводит не к гармонии с самим собой, а к внутренним противоречиям, страхам и конфликтам, которые самостоятельно разрешить практически невозможно.