Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Причины и признаки социальной адаптации

Причины адаптации

Замечание 1

Социальная адаптация выступает в качестве очень сложного и многоуровневого процесса. Ее основная и ключевая причина – это стремление индивида приобщиться к социальным, культурным, экономическим и политическим условиям общества, в котором он ранее не был.

Желание познать что-то новое, получить новые знания, умения и навыки также считаются причинами социальной адаптации человека. На протяжение всего нашего существования мы постоянно меняем свои социальные роли, меняем статусы один на другой, стремимся облегчить свою жизнь, но вместе с тем сделать ее интереснее, насыщеннее. Каждому хочется жить в достатке, при этом имея крепкую семью, независимость и возможность самореализоваться. В связи с этим нам постоянно приходится сталкиваться с новыми социальными сферами, знакомиться с большим количеством людей, которые могут быть проводниками на новый жизненный этап, трансляторами ценностей и норм, правил поведения и традиций, которые царят в общественной группе.

Причины адаптации кроются также в нашем образовании. Жизнь делится на несколько этапов в плане профессионально-трудовой реализации. Изначально мы социализируемся дома, в семье. Благодаря родителям мы узнаем элементарные правила поведения, этикета, историю семьи, общества и нашего государства. Затем нам помещают в дошкольные заведения, где кроме родителей с нами работают педагоги. В детском саду мы постигаем азы коммуникаций, причем не только со взрослыми, но и со своими ровесниками. Таким образом, еще ребенком мы начинаем процессы адаптации к новым условиям: выходя за пределы семьи, мы сталкиваемся с ясельной группой, а также группой сверстников в детском саду.

Закончив этап социализации в дошкольных учреждениях, мы переходим на ступень выше – в школу. К ней мы адаптируемся, исходя из особенностей нашего интеллектуального, физического и психологического развития. На данном этапе с детьми работают психологи, которые помогают сглаживать негативные моменты адаптации: боязнь нового коллектива, стеснительность, отсутствие мотивации и активности. Причины нашей адаптации в школьных заведениях заключаются в том, что это – самый продолжительный этап обучения в одном и том же коллективе (9-11 лет), и одноклассники со временем должны восприниматься не просто как незнакомые посторонние люди, но и как семья.

«Причины и признаки социальной адаптации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Оканчивая школу, следующим этапом идет поступление в вуз. Причина адаптации к вузовской среде – это комфорт пребывания в образовательном учреждении. Если человек чувствует себя уверенно, то его не будет беспокоить его неустроенность в коллективе. Эти мысли и негативные моменты не будут мешать ему заниматься самым главным – получать высшее образование, навыки и умения по выбранной профессии и специальности. Нередко говорят, что студенческая пора – самая прекрасная, поскольку человек реализует себя не только в образовательном процессе, но еще и во внеучебной деятельности: он принимает участие в организации важных мероприятий, становится частью общественных объединений. Его возраст и полученные навыки позволяют сформулировать свою общественную и гражданскую идею и продвигать ее в массы.

Причины, по которым индивид адаптируется к новым трудовым условиям, заключаются в необходимости реализации своего внутреннего капитала. Это значит, что человек осознает желание показать то, чему он обучался в течение получения высшего образования, желание продемонстрировать свои практические, эмпирические и творческие навыки.

Основные признаки адаптации

Адаптация, как и многие процессы, имеет свои признаки. Среди признаков успешной социальной адаптации выделяют следующие:

  1. Повышение уровня коммуникаций у индивида – прослеживается четкое желание идти на контакт со своими коллегами, руководством;
  2. Повышение трудоспособности и творческой активности – при успешной адаптации индивид не испытывает давления или чувства стеснения. Это помогает ему стать более работоспособным, не стесняться проявлять свою точку зрения и продвигать ее в массы;
  3. Позитивный настрой – хорошее настроение, медленная утомляемость;
  4. Желание помочь ближнему. Когда человек адаптируется в коллективе, он начинает видеть его как бы изнутри: все проблемы, перспективы, систему и сложную структуру.

Становятся видны и люди, которые недостаточно комфортно чувствуют себя, и индивид, осознавая то, что сам не так давно прошел через сложные процессы адаптации, проявляет инициативу и пытается помочь человеку в сложившейся ситуации. Это очень положительная интенция, поскольку, помогая ближнему, мы делимся с ним свои опытом, который зачастую бывает полезен.

Проблема дезадаптации

Нередко возникают ситуации, когда, по каким-то причинам, адаптация не происходит. Отсюда проистекает противоположный процесс – дезадаптация.

Определение 1

Дезадаптация- это психическое состояние индивида, при котором он частично или полностью утрачивает способность к адаптации к новым социально-культурным условиям.

Дезадаптация бывает нескольких основных видов:

  • Патогенная дезадаптация;
  • Психическая дезадаптация;
  • Социальная дезадаптация.

Причины социальной дезадаптации скрываются в некоторых факторах. Например, в социальном (отторжение индивида самим социумом), социально-экономическом (недостаток материальных средств, низкий материальный статус, или наоборот – избыток материальных благ), психологическом (несовпадение установок индивида и социальной группы) или возрастном (отношения между детьми и родителями, между начальником и подчиненным).

Наиболее актуальный фактор, который порождает дезадаптацию – это социальный, и это признают очень многие исследователи. К этому фактору относят ошибки в процессе воспитания человека, нарушения в межличностных взаимосвязях субъекта и обширной социальной группы, ошибки в накоплении социального опыта (безработица, образование, не соответствующее интересам индивида). Все это ведет к достаточно сложным последствиям: индивид чувствует себя вне социума, не может определить свою роль, статус и принадлежность, теряет мотивацию и не осознает свою ценность в конкретной социальной, экономической или профессиональной группах.

Дата последнего обновления статьи: 21.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot