Механизмы анализа социальной адаптации
Поскольку социальная адаптация личности напрямую связана с ее психологическими особенностями, то и один из ключевых механизмов в ее исследовании является психологический анализ.
Это значит, что когда личность находится в процессе включения в новую среду, то она изобретает или использует уже имеющиеся так называемые «психологические орудия». Эту мысль особо точно раскрывает в своей работе социолог-теоретик Л.С. Выготский. Он утверждает, что через набор таких особых смысловых действий человек может сконструировать или отыскать свое «Я» в новой социальной и культурной действительности.
Изобретение таких орудий является сущностной характеристикой процессов адаптации личности в новой социокультурной среде. В ходе него создаются новые, индивидуальные условия, а также вырабатываются дополнительные средства для дальнейшего становления личности, ее развития в соответствие с требованиями действительности.
Анализ социальной адаптации личности и сопровождающих процессов можно проводить также опираясь на два основных теоретических подхода.
Во-первых, если представлять новую социальную среду как стрессогенную ситуацию, которая может быть опасна для личности и ее жизни и здоровья. В основе этого подхода лежит понятие «культурный шок». Причины трудностей и проблем, которые имеются в процессе приобщения к новому кросскультурному сообществу, выражаются в слабости и несостоятельности личности, и поэтому она не может быстро приспособиться к новым условиям. Также здесь важную роль играет фактор слабой образованности и информированности в специфике новых условий, что также усложняет адаптационные процессы, делая их практически невозможными.
Второй подход связывает причины трудностей в социальной адаптации с недостаточком личного опыта в социальном взаимодействии. Таким образом отпадают вопросы о защищенности, или наоборот, незащищенности личности. Совершается выход за пределы личности, и акцент делается на выделении тех конкретных специфических социальных умений, приобретение которых напрямую влияет на преодоление трудностей пребывания в новой культурной и социальной среде.
Оценка социальной адаптации
Оценка социальной адаптации может касаться людей абсолютно разных возрастов, а также социально-демографических групп. Наиболее известны исследования и оценки эффективности адаптации детей, школьников, работников трудовых коллективов, иностранцев, а также инвалидов или людей с ограниченными возможностями.
К сожалению, на сегодняшний день ни в практике реабилитации инвалидов и детей, ни в психологии, ни в педагогике или медицине не существует единой комплексной методики, которая позволила бы оценить эффективность социальной адаптации и ее процессов.
Безусловно, есть ряд критериев эффективности, которые необходимо перечислить. Во-первых, это результаты работы организаций, которые отвечают за адаптацию индивида или обширных социальных групп; во-вторых, это прогнозирование неблагоприятных результатов адаптации, или проблем, которые могут возникнуть непосредственно в ее процессах.
Оценка социальной адаптации ребенка напрямую зависит от его возраста, состояния здоровья, физического и интеллектуального развития, навыков коммуникации, игры, особенностей его нервной системы, взаимоотношений в семье. Практика показывает, что дети-сироты или дети, вышедшие из неблагополучных семей, в процессе адаптации чаще других сталкиваются с рядом трудностей. Это связано с тем, что в семейной среде, в отношениях с родителями им изначально предоставляются не те установки, которые противоречат социальным нормам. Ребенок легче берет пример с модели поведения своего родителя, гибкая детская психика как губка впитывает все, что наблюдает ребенок в процессе своего взросления. Именно поэтому оценка его социальной адаптации усложняется рядом вышеперечисленных факторов. С детьми проводится тщательная работа педагогов, психологов, представителей органов опеки и попечительства, которые определяют его дальнейшую судьбу.
Карта оценки социальной адаптации ребенка школьного возраста
Поскольку именно в дошкольном и школьном возрасте происходит восприятие и формирование личности человека, то мы предлагаем ознакомиться с картой оценки социальной адаптации ребенка.
Она включает в себя несколько основных разделов:
- Адаптация в детском доме;
- Адаптация в школе.
Качественный анализ результатов позволяет выделить ряд очень важных критериев, которые могут использоваться не только для исследования детей младшего школьного возраста, но и ребят постарше.
Во-первых, анализируется уровень адаптации воспитанника по каждому параметру: принятие и усвоение правил поведения и режима; отношение к имуществу организации; статус в группе (лидер, отстающий); характер общения с другими воспитанниками; отношение к воспитателям и другим взрослым; отношение к просьбам, уровень ответственности за свои поступки; включенность в игровую и общественную жизни организации; круг общения; нарушение правил и норм поведения, предусмотренных в заведении; самочувствие и настроение, отношение к учебному процессу, самостоятельность и проявление иных навыков в ходе игровой и учебной деятельности, инициативность, мотивированность.
Во-вторых, выделяются высокие показатели и из них делается вывод о полезных ресурсах адаптации. В-третьих, делаются выводы соответственно по низким показателям социальной адаптации, которые помогают определить выводы о проблемах адаптации, организовать поиск их решения. В-четвертых, сравнивая оценки в начале учебного года и в конце учебного года, можно сделать вывод о динамике социальной и культурной адаптации воспитанника за определенный промежуток времени. Она может быть нескольких типов:
- Положительная динамика социально-культурной адаптации;
- Отрицательная динамика социально-культурной адаптации;
- Изменений в социально-культурной динамике воспитанника не обнаружено.