Обучение при вхождении в организацию
Вхождение человека в новую организацию, приобщение к ее нормам, требованиям со стороны работодателя – это очень сложный и трудоемкий процесс, который важен для всего процесса социализации человека в обществе. Именно от его успешности зависит дальнейшее развитие самого человека как члена организации, так и организации в целом.
Когда человек приобщается к организации, то ему необходимо преодолеть некоторые трудности и решить ряд проблем.
Во-первых, это проблема адаптации к новому окружению. Во-вторых, проблема коррекции или изменения поведения человека в соответствии с правилами и нормами поведения в организации, а также в соответствии с требованиями со стороны коллег и работодателя. В-третьих, проблема изменений и модификаций в самой организации. В связи с тем, что общество подвергается постоянным изменениям и рискам, то они так же касаются и любого трудового коллектива и объединения.
Одно из главных условий, которое определяет успешное вхождение в организацию и социализацию в ней – это изучение системы ценностей компании, ее правил, основных норм, а также поведенческих стереотипов, которые характерны этой организации. Важно знать все эти элементы, но есть особо значимые, которые позволяют не только адаптироваться к коллективу и трудовому процессу, но и решать конфликтные ситуации по мере их возникновения.
Итак, в первую очередь человек должен изучить следующие аспекты:
- Миссия организации, основные цели ее деятельности, польза общественности;
- Цели и средства, которые могут быть использованы для достижения цели компании. Очень важно, что они должны быть гуманными и не ущемлять права и свободы других людей и их организаций;
- Символика и отличительные черты компании, из которой складывается ее имидж. Зачастую, человек должен придерживаться определенного стиля одежды, носить отличительный знак, который будет указывать на его принадлежность этой организации;
- Принципы, нормы и правила, которые обеспечивают отличительный образ компании, представляют ее не просто как сообщество отдельных индивидов, выполняющих свою работу, но и как единый организм;
- Свои собственные обязанности, за выполнение которых человек будет получать заработную плату.
Составляющие организационной социализации
В процессе социализации в организации индивид формирует поведение и социально-культурный кругозор, которые не только заложены в нем самом, но и допустимы в рамках этой организации.
Отметим составные элементы, задействованные в процессе организационной социализации:
- Изменение установок индивида, его ценностей, форм поведения в соответствии с требованиями организации;
- непрерывность процессов социализации на протяжение определенного промежутка времени (чаще всего, в первое время после вступления в должность, в период адаптации к новым условиям и коллективу);
- Приспособление к новым обязанностям, которые востребованы в связи со вступлением в должность;
- Знакомство и приспособление к коллективу, коллективным группам;
- Участие в организационной деятельности, которая производится компанией для объединения целей личности с целями организации.
Несмотря на то, что в любой адекватной организации коллектив и лидер будут сами пытаться проводить такие адаптационные мероприятия, личность все же может столкнуться с рядом определенных трудностей.
Проблемы социализации в организации
Социализация в организации – это, как мы уже указали, достаточно сложный процесс, в рамках которого индивид воспринимает новые ценности, раскрывает свои способности, реализует свой творческий и интеллектуальный потенциал. В целом, процесс такой социализации направлен на сочетание интересов индивида с требованиями и интересами организации.
Безусловно, существует большое количество проблем при адаптации к новым условиям, и путь социализации работников достаточно сложен, но самое труднопреодолимое препятствие в организационной социализации – это девиантное поведение, которым обладают некоторые работники.
В менеджменте девиация – это не только действия, которые не соответствуют рамкам закона, или же недозволенное поведение на рабочем месте: это еще и воровство, мошенничество, обман на всех уровнях, особенно от лица организации.
В организационной социализации рамки девиации расширяются вплоть до уклонения и избегания налогов, подделки ведомостей, важных организационных документов, подписей руководителей.
Среди факторов, которые способствуют девиации, выделим следующие: во-первых, это случайная торговля, эксплуатационная деятельность (эксплуатация труда и отсутствие оплаты), недобросовестная экспертиза, популяция подделок, обман клиентов. Во-вторых, контробанда или присвоение товаров и ценных вещей, незаконный вывоз за границу под чужими документами. Профессиональный криминал, который противодействует социализации, делят на 4 категории:
- Преступление в интересах предпринимательской стороны;
- Преступление путем присвоения чужих полномочий или их злоупотреблением;
- Преступления, которые совершают профессионалы, которые пользуются своим так называемым «особым положением», своими правами и обязанностями, их злоупотребление своими профессиональными возможностями во вред всей организации и ее членам;
- Индивидуальные преступления (кражи, махинации, мошенничество, денежные махинации, подделка документов и подписей). Сюда можно отнести и плагиат, кражу интеллектуальной собственности, чьей-то чужой идеи.
Таким образом, в процессе организационной социализации человек получает от окружения стимулирующее воздействие (заработную плату, карьерный рост), осуществляет деятельность, изучает правила поведения и этику организации, ее символику.
Сталкиваясь с проблемами социализации в организации, человеку необходимо взаимодействовать с коллегами или лидером, обсудить с ним возможные пути преодоления проблем, чтобы в дальнейшем выполнять свою работу в соответствие с ожиданиями компании.