Понятие социализации молодежи
Молодежь – это особая социально-демографическая группа и возрастная группа, изучением которой занимаются в течение многих десятилетий.
Молодость – это, прежде всего, период формирования идеалов, освоения основных социальных норм, установок, приобретение новых навыков и знаний, развитие своего творческого потенциала, а также самореализация. Все это помогает молодым людям существовать и успешно функционировать в обществе.
Молодежь – это люди, чей возраст примерно 18-25 лет. В этот период происходят наиболее значимые для молодых людей события: совершеннолетие, вступление во взрослую жизнь, выбор специальности и будущем профессии, вуза для обучения. По окончании высшего учебного заведения (примерно 21-22 года) человек также принимает решение относительно своего трудоустройства. Юноши в этот период проходят обязательную военную службу, что также влияет на их мировоззрение и сознание, воспитывает в них такие качества, как толерантность, патриотизм, любовь к Родине, ценность человеческой жизни. Многие в этом возрасте вступают в брак, принимая на себя новые, ранее неизвестные роли: жена, муж, отец, мать.
Таким образом, можно сказать, что это – наиболее насыщенный период в жизни человека, где ему постоянно приходится менять свои социальные роли, статус, делать выбор в пользу одних аспектов жизни и отказываться от других. Самая главная характеристика этих действий – обязательная обдуманность, а затем ответственность за свой выбор.
Рассмотрим подробнее этот процесс, который в современном мире называется социализацией молодежи.
Социализация имеет несколько основных определений, мы перечислим три особенно интересных, которые отражают специфику этого процесса:
- Процесс усвоения индивидом на протяжение его жизни социальных норм и культурных ценностей именно того общества, к которому он принадлежит;
- Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта;
- Процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм и установок, присущих данному обществу или отдельной социальной группе.
Социализация молодежи, так же, как и любая другая социализация любой другой социально-демографической группы, - это двусторонний процесс. Во-первых, это постоянная передача обществом, а во-вторых, это освоение индивидом, который относится к возрастной группе «молодежь», всего множества социальных норм, культурно-исторических ценностей, традиций и образцов поведения. Все эти помогают молодому человеку успешно функционировать в обществе, не нарушая общепринятые нормы и правила и не получая за это нарушение соответствующего наказания.
Специфика социализации молодежи
Основная специфическая черта, которая отличает социализацию молодежи от всех основных видов – это возрастные особенности. По сути, молодой человек и его социализация – это переходный этап от первичной социализации к ее второй стадии – вторичной социализации, соответственно.
Особенность первичной социализации – это начальное освоение индивидом норм и ценностей, правил, традиций. Таким образом, индивид, как губка, впитывает в себя все общие ценности в процессе общения в семейном кругу, а также с друзьями и другими значимыми людьми, которые стоят на несколько ступеней выше их самих (в силу возрастных особенностей и определенного уровня накопленного социального опыта). На этой стадии у индивида нет права на собственный выбор, за него этот выбор делается другими: родителями.
Вторичная социализация принципиально отличается от первичной тем, что для индивида его окружение, как и он сам для остальных, проявляется в других чертах, отличных от тех, которые он воспринимал во время первичной социализации. Это приводит к тому, что молодой человек начинает видеть мир, других людей исходя уже из собственных соображений, а не тех, что ему прививались в процессе первого этапа социализации.
Динамика молодежной социализации
В российском обществе ежегодно проводятся реформы, которые оказывают влияние на все слои общества, и в особенности на молодежь. Реформирование обусловило изменение не только структуры общества, но и некоторых эталонов социализации молодежи. Изменилась и совокупность передачи социальных норм и культурных ценностей, которые изначально транслировались из поколения к поколению – от старших к младшим.
Особенности социализации российской молодежи (с учетом перехода от бывшей советской системы к современной) выразились следующим образом. В основном, изменения произошли из-за того, что единообразная по нормативности, с равными стартовыми возможностями, некоторой монополизацией и предсказуемостью сменилось на вариативную и стратифицированную модель социализации. К тому же можно отметить следующие черты:
- Трансформация основных институтов социализации (дошкольной, школьной, вузовской и послевузовской);
- Деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становление новой системы социального контроля. Это происходит в связи с динамичными и стихийными изменения в социальной структуре, возникновения большого количества новых социальных организаций (в том числе неформальных объединений, которые влияют на мировоззрение и сознание молодых людей);
- Дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности – также влияние оказывает большой выбор организаций, течений и направлений. Зачастую молодой человек сам до конца не догадывается, что ему действительно нужно, поэтому, вырвавшись из под родительской опеки, он стремиться использовать все возможности своей независимости и свободы, что иногда может носить неконтролируемый и стихийный характер;
- Изменения соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности, пространства для самодеятельности и самореализации себя в творчестве.