Социализация и образование
Происходящие в обществе изменения сказываются на всех сферах жизнедеятельности людей, включая систему образования, воспитания и социализации. Если социализация позволяет человеку накопить социальный опыт, то система воспитания придает процессу социализации целеустремленность и упорядочивает его.
В сегодняшней социализации особую роль играет социальный институт – образование и приобретение профессии.
Под образованием понимается система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, которая ориентирована на социальный заказ и социальные потребности общества.
Современное гражданское общество, его становление и развитие без социализации образования невозможно. Благодаря социализации образования, становится возможным преодолевать разобщенность, поляризацию взаимосвязанных компонентов культуры. Основная характеристика социализации образования – это оптимальное сочетание уровня потенциальных способностей и собственных творческих сил.
Основой социализации образования сегодня должен стать антропоцентризм, что означает оказание помощи человеку в поисках адекватного приложения душевных сил, его личностного, эмоционального потенциала и творческого начала – это есть фундаментальный методологический принцип социализации образования.
Чтобы реализовать данный принцип социализация образования предполагает:
- воспитание культурной личности, владеющей социальными качествами и способной к самообразованию;
- высокий уровень социальной зрелости, самопознание и самореализацию;
- стремление видеть личность человека с его индивидуальностью и человеческими качествами;
- учет и анализ специфики состава студентов;
- сочетание обучающей деятельности с развивающей;
- формирование целостного специалиста и человека;
- расширенный арсенал и потенциал средств обучения и воспитания, где важным является переход на новые технологии образования;
- использование нетрадиционных форм занятий;
- использование в учебном процессе самостоятельной поисковой работы;
- формирование новой учебной базы.
Данные действия направлены на социализацию образования, а это значит, могут изменить состояние общества и социально и качественно. В конечном итоге социализация образования есть переход от понимания образования как института подготовки профессиональных кадров к пониманию его как института организации и социализации самой жизни.
Таким образом, социализация образования есть не что иное, как способность и возможность производить самого себя, свою сущность и быть субъектом собственного развития.
Роль образования в социализации личности
В наше время все специалисты разных направлений говорят о том, что образование, как социальный институт, выполняет функцию социализации личности. Но, вот механизмы и способы реализации этой функции видят и трактуют по-разному. Э. Дюркгейм, например, в образовании видел средство сохранения общественного порядка, а К. Манхейм видел в образовании способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем, образование может изменить характер взрослого общества, считал Д. Дьюи.
Если исходить из этого, то образование, по мнению Т. Парсонса, должно выполнять следующие функции:
- экономическую функцию, суть которой он связывал с растущим значением образования в подготовке работников для различных сфер жизнедеятельности;
- социальную функцию, благодаря которой возрастает мобильность людей и способность продвижения по социальной лестнице;
- политическую функцию, которая нацелена на то, чтобы обеспечить социальное равенство, расовую интеграцию людей;
- функцию социального контроля, т.е. приобщение обучающихся к социально приемлемым нормам и ценностям.
В современном обществе всё большее внимание уделяется проблемам обучения -продолжительности школьного образования, реорганизации образования – создание единой системы средних школ, разработке общенациональных и специальных программ, дифференциации образовательных учреждений – массовые школы, элитарные школы, государственное частное обучение, общее и профессиональное и др.
Исследования, проведенные в 50 – 60-е годы по вопросу адаптивных возможностей образования, подтвердили его большую роль в сохранении общественной стабильности и культурных ценностей. Помимо этого, было продемонстрировано его влияние на социальные перемены.
В 70-е годы на основе проведенных исследований, появилась теория «человеческого капитала», суть которой заключалась в том, что деньги, вложенные в образование, являются вложением в будущее, а дивиденды будут тем выше, чем качественнее оно будет. Но, статистика середины 70-х годов, стала показывать, что адаптивные возможности образования имеют предел. Всё чаще стали появляться такие мысли, что вовсе не образование продвигает человека по социальной лестнице, а его хватка и предприимчивость.
Анализ жизненных достижений показал, что они, скорее всего, зависят от семейной среды и классовой принадлежности родителей, нежели от качества полученного образования. Но, тем не менее, нельзя отрицать, что образование не обладает в адаптивном контексте социализирующими возможностями.
Исследования и полученные результаты заставили не только педагогов искать компенсирующие недостатки «культурной среды», но и повысить внимание к образованию государственных и общественных структур, а также расширить рамки изучения роли образования в жизни человека.
Образование обладает социализирующими возможностями, которые не обедняются даже в кризисном обществе. Здесь имеется в виду тот факт, что учащиеся 9-х классов стабильно ориентируются на получение полного среднего образования, а выпускники школ – на высшее образование.
Это говорит о том, что качественное образование в сознании молодежи выступает определенным гарантом дальнейшего жизненного пути. И сегодня, наверное, нельзя говорить о том, что наше общество «скатывается в ситуацию образовательного нигилизма», а образование не является опорой социальной жизни.
Воспитание и формирование личности
Противоречивый характер имеют процессы и результаты социализации, потому что в идеале социализированный человек обязан соответствовать социальным требованиям.
В это же время ему необходимо противостоять негативным общественным тенденциям, жизненным обстоятельствам. Но, довольно часто люди бывают настолько социализированы, что просто растворены в социуме, а с другой стороны они оказываются, не готовы, и не способны принимать личное участие в утверждении жизненных принципов.
Подобное положение связано с типом воспитания. Воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации, причем сознательно контролируемой. Воспитание имеет две основные функции:
- упорядочить физическое, социальное, психологическое влияние на личность;
- создать условия для ускорения процесса социализации.
Исходя из этих функций, воспитание может ослабить или преодолеть отрицательные последствия социализации.
Педагог является активным началом воспитательного процесса наряду с активным ребенком, поэтому появляются задачи, которые целенаправленная социализация обязана решать.
А.В. Мудрик выделяет следующие задачи, которые необходимо решать на каждом этапе социализации – естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. Решение этих задач вызвано необходимостью развития личности. Развитие личности будет задерживаться, если наиболее значимые задачи остаются нерешенными на каком-либо этапе социализации.