Механизмы социализации
Социализация человека происходит с помощью следующих механизмов:
- закон повторения, суть которого заключается в том, что дети подражают взрослым, а подчиненные своим руководителям;
- закон противопоставления связан с тем, что человек в душе выбирает одну из моделей поведения;
- закон приспособления реализуется, когда в процессе адаптации друг к другу достигается согласие и компромисс.
Важным механизмом социализации Э. Дюркгейм считает, например, принуждение индивида обществом и социальный контроль. П.А. Сорокин к этим механизмам относит - имитацию, принадлежность к какой-либо общности, личностный и социальный контроль.
Помимо этого, к механизмам социализации относят следующие группы :
- Социально-психологические – запечатление (импринтинг), происходящее в основном в младенчестве, когда младенец фиксирует на подсознательном уровне жизненно важные для него объекты.
- Экзистенциальный нажим – неосознаваемое усвоение норм социального поведения в ходе взаимодействия со значимыми лицами.
- Подражание, естественно, это пример какого-либо лица. Рефлексия или внутренний диалог, когда человек что-то оценивает, отвергает или принимает.
- Социально-педагогические – к традиционному механизму относятся те стереотипы, которые приняты в семье или ближайшем окружении. Их усвоение идет на неосознанном уровне при помощи запечатления.
Институциональный механизм социализации проявляется при взаимодействии человека с различными институтами и организациями. В результате этого взаимодействия происходит накопление опыта и знаний, поведения одобряемого социумом.
Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры и создает определенный стиль жизни и мышления какой-либо возрастной или социальной группы.
Межличностный механизм реализуется в ходе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. Этими лицами могут быть родители, друзья, сверстники.
Из всех механизмов социализации наиболее распространен механизм конформности. Это понятие связано с термином «социальный конформизм», что означает некритическое принятие господствующих стандартов в обществе. Так может сформироваться тип обывателя, лишенного самобытности и оригинальности.
Конформность может быть разной – внешней, проявляющейся во внешнем согласии и внутренней, когда внутренняя установка в зависимости от мнения окружающих меняется.
Конформизм имеет свою обратную сторону – это негативизм, стремление поступать вопреки большинству и утверждать свою точку зрения.
Есть механизм половой идентификации или типизации. Суть этого механизма заключается в том, что субъект усваивает психологические черты, характерные для людей определенного пола. К механизмам социализации относятся и такие явления, как внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др.
Процесс социализации личности
Поскольку социализация является процессом формирования человека, то осуществляется она через обучение, воспитание, образование, защиту, адаптацию.
Под процессом понимается последовательность действий, формирующих человека из родившегося младенца. Если на этот процесс смотреть со стороны предметов, операций, результатов, то он будет носить название механизмов, в нашем случае – механизмов социализации.
Социализация представляет интерес многим наукам – психологии, педагогике, социологии, антропологии и др. Внимание наук привлечено к разным сторонам этого процесса, например, внимание педагогики обращено на обучение, а социологии на обучение и воспитание.
Обучение формирует в человеке определенные умения – красиво одеваться, правильно здороваться. Из мыслительных умений – думать и анализировать. Обучением в основном занимается семья.
В семье и школе идет процесс формирования мотивов, ценностей, убеждений, определяющих жизнедеятельность человека. Это процесс получил название воспитания.
Ещё один процесс, формирующий в человеке знания о себе, ближайшем окружении, о природе и обществе, носит название образования. Его характер может быть как бытовым, так и техническим, историческим и др. Образование происходит в учебных заведениях – школе, вузе.
Устойчивыми чертами социализации специалисты считают две основные формы – пассивная форма потребления накопленного социального опыта и активная форма, проявляющаяся в творческой креативной деятельности. Проявляются эти формы на всех стадиях социализации, но в разной степени.
Стадии социализации
Стадия адаптации или первичная стадия начинается от рождения ребенка и продолжается до подросткового возраста. На этой стадии ребенок адаптируется, приспосабливается и некритически усваивает социальный опыт;
Стадия индивидуализации характерна для подросткового возраста, когда появляется желание выделить себя среди своих сверстников. На этой стадии хорошо проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения. В юношеском возрасте вырабатываются уже устойчивые свойства личности;
На стадии интеграции появляется желание «вписаться» в общество и найти в нем свое место. Стадия может пройти довольно благополучно, если общество или группа принимают свойства человека. В противном случае возможны следующие исходы – агрессивное взаимодействие с людьми при сохранении своей непохожести, стать «как все», внешнее соглашательство;
Стадия зрелости и трудовой деятельности, она представляет собой своеобразную вершину в развитии личности, её полный расцвет. Послетрудовая стадия является этапом сохранения и консервации опыта, воспроизведения его для молодого поколения, вступающего в жизнь.
Роль социальных институтов на каждой стадии развития и становления личности неодинакова.
Десоциализация и ресоциализация
Под десоциализацией понимается отказ или утрата ценностей, норм, социальных ролей и привычного образа жизни. Причины, вызвавшие десоциализацию, различны, но, так или иначе, они влекут для личности принципиальные последствия. Если человек добровольно отказывается от старых ценностей, например, уходит в монастырь, то нравственной деградации личности не происходит. К сожалению, чаще всего десоциализация становится вынужденной, а её причиной может быть изменение социальных условий – личная драма, потеря работы.
Когда человек не может выдержать давление сложившихся обстоятельств, он уходит от реальности и становится алкоголиком, бродягой, наркоманом, т. е продуктом десоциализации.
Ресоциализация – это вторичная социализация индивида, когда утраченные ценности и роли восстанавливаются, и человек возвращается к нормальному образу жизни, например, возвращение преступника в нормальную жизнь.