Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
Психоаналитическая концепция Э. Эриксона создана об отношениях «Я» и общества, но вместе с этим это и концепция детства.
Ученый говорил о том, что длительное детство свойственно иметь человеку, потому что оно из человека делает виртуоза в техническом и интеллектуальном смысле, но и на всю жизнь оставляет след эмоциональной незрелости.
Структуру личности Эриксон трактует также, как З. Фрейд. Целый ряд публикаций говорит о том, что работы Эриксона являются началом нового психоисторического метода, т.е. применение психоанализа к истории.
Ученый ставил перед собой задачу – разработать новую психоисторическую теорию развития личности с обязательным учетом конкретной культурной среды. Им были проведены полевые этнографические исследования воспитания детей в индейских племенах.
Сравнив результаты с воспитанием детей в городских семьях, он пришел к выводу, что в каждой культуре существует особый стиль материнства, который воспринимается как единственно правильный. Этот стиль всегда определяется тем, что ожидает от ребенка социальная группа, к которой он принадлежит.
В своей самой знаменитой работе он пишет о том, что личностная индивидуальность является стратегической задачей второй половины XX века точно также, каким было изучение сексуальности в конце XIX века во времена З.Фрейда.
Общество выдвигает специфические задачи для каждой стадии жизненного цикла, оно же определяет содержание развития. Решение задачи зависит от двух моментов – от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида и, во-вторых, от общей духовной атмосферы общества, где индивид живет.
Концепция получила название эпигенетической концепции жизненного пути личности, принцип которой используется при изучении эмбрионального развития. Согласно ему всё, что растет, имеет общий план, а вот исходя из общего, происходит развитие отдельных частей и каждая часть для преимущественного развития имеет наиболее благоприятный период – в результате произойдет формирование функционального целого.
Последовательность стадий являются результатом биологического созревания, но содержание развития определяется ожиданием общества, к которому относится индивид.
Прохождение всех стадий зависит от продолжительности жизни человека.
Оценивая проделанную работу, автор признает, что периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности, что это только ключ к построению такой теории. Его любимый философ Кьеркегор говорил, что жизнь можно понять в обратном порядке, но прожить её надо с самого начала. Эти слова философа, как нельзя кстати подходят к концепции Э. Эриксона.
Стадии процесса социализации по Э. Эриксону
Концепция развития личности Э. Эриксона, который считал, что основы человеческого «я» своими корнями уходят в социальную организацию общества, появилась из практики психоанализа.
Со стадиями развития личности связаны ожидания, присущие данному обществу, а индивид может их оправдать или не оправдать. Это означает, что этот индивид может включиться в общество или будет, обществом отвергнут. Идеи, высказанные Э. Эриксоном, стали основой 2-х понятий – «групповой идентичности» и «эго-идентичности».
Воспитание ребенка с момента рождения направлено на включение его в социальную группу, в результате формируется групповая идентичность. Параллельно идет формирование эго-идентичности. В результате этого у субъекта создается чувство устойчивости и своего «я».
Положения Э. Эриксона заключаются в следующем. Он:
- выдвинул предположение, что наряду с психосексуальным развитием существуют психологические стадии развития «я» и индивид устанавливает основные ориентиры как по отношению к себе, так и по отношению к социальной среде;
- утверждал, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а длится на протяжении всей жизни;
- полагал, что каждая стадия имеет свои параметры развития, а они могут быть как положительные, так и отрицательные.
По мнению ученого, третья стадия, которую З. Фрейд назвал фаллическая, развивается между предприимчивостью и чувством вины. Какое из этих качеств перевесит, зависит от родителей – какова их реакция на детские забавы и игры.
Латентной фазе в психоанализе соответствует четвертая стадия, но рамки психоанализа Эриксон расширяет. Он говорит о том, что развитие ребенка в этот период зависит от отношения и других взрослых, а не только от родителей. Этот период связан с появлением у ребенка дедукции, регламентированным занятиям, организованным играм. Социальный параметр с одной стороны характеризуется умелостью, а с другой стороны – чувством неполноценности.
На пятой стадии, а это возраст 12-18 лет, подросток может уже обобщать и должен объединить всё, что о себе знает – какой он сын, друг, спортсмен, школьник и др. Возникает необходимость объединить эти роли в целое, осмыслить их, связать с прошлым и проецировать в будущее. Справившись с такой задачей, у него появится ощущение кто он и куда идет. Влияние родителей на этой стадии становится косвенным.
Начало зрелости – это шестая стадия жизненного цикла – специфический параметр заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.
Параметр общечеловечности появляется на седьмой стадии зрелого возраста. Общечеловечность Эриксон понимает, как способность человека интересоваться людьми за пределами своего круга, задумываться над жизнью подрастающего поколения. Если чувство сопричастности не выработалось, человек сосредотачивается на себе и своем комфорте.
Завершенная форма его идентичности – это восьмая стадия жизненного цикла, на которой появляется мудрость, а Эриксон определяет её как отстраненный интерес к жизни как таковой перед лицом смерти. Если эта личностная интеграция отсутствует, то возникает страх смерти, отчаяние.
Каждая стадия имеет свои сильные стороны и Эриксон считает, что неудача на одной стадии может быть исправлена на другой стадии. Не только родители должны нести ответственность за формирование личности, но и какую-то часть этой ответственности должны взять на себя сам индивид и общество.
Социализация как непрерывный процесс
Процесс социализации не кончается до конца жизни человека, но нравственное его развитие на определенном этапе может и задержаться. Эту мысль одним из первых высказал доктор Орвиль Г. Брим-младший.
По его мнению, между социализацией взрослых и детей существуют различия. У взрослых людей она выражается в изменении внешнего поведения, а детская базовые ценностные ориентации корректирует.
Взрослые люди способны оценивать нормы, в то время как дети могут их только усваивать. Изменение процесса социализации у взрослых ряд социологов объясняют тем, что переживания и кризисы различны в жизни взрослого человека и ребенка. Данный подход получил название адаптивистский.
Суть его заключается в том, что жизнь взрослых людей рассматривается как ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, их, безусловно, необходимо осмыслить и преодолеть. Так, например, неожиданным кризисом может стать потеря близкого человека, возрастная потеря физической подвижности, выход человека на пенсию, уход взрослых детей из родного дома.
У разных людей время наступления кризиса разное. Взрослые люди, как считают сторонники адаптивистского подхода, кризисы преодолевают один за другим и разрешение одного совсем не означает, что следующий кризис тоже будет разрешен.
Но, есть и другая точка зрения, принадлежащая сторонникам развивающего подхода. Они полагают, что кризис является основой для дальнейшего роста. И одним из первых теорию развития личности на протяжении всей жизни предложил социальный психолог Э. Эриксон.