Основополагающим нормативно – правовым актом по регулированию статуса ребенка является Конвенция «О правах ребенка».
Статья 29 Конвенции о правах ребёнка содержит требования, которые предъявляются к образовательным процессам по правовому воспитанию детей:
- Развитие умственных и физических способностей ребенка, а также его личности и талантов,
- Воспитание уважения к родителям и его самобытности, национальности языку и стране в которой ребёнок живёт,
- Воспитание уважения к правам человека и гражданина,
- Проведение подготовки к взрослой жизни в свободном социуме в среде,
- Понимание, терпимость и равноправие полов, дружба народов и религиозных групп.
Правовое воспитание представляет собой деятельность государства, а также организаций по формированию культуры и правового поведения, то есть активному и сознательному соблюдению положение нравственности и формирования навыков взаимодействия с людьми, построения взаимоотношений, которые основываются на доброжелательности и уважении.
Этапы правового воспитания детей
В науке принято разделять правовое воспитание на следующие этапы:
- Младший возраст (также можно назвать дошкольный). Дети обучаются правилам поведения в коллективах, а также установка положительных отношений со взрослыми людьми и своими сверстниками,
- Средний возраст. Происходит работа по становлению способности детей общаться в обществе, а также формируются нравственные нормы поведения.
- Старший возраст. Формируются нравственно-правовая культура, происходит ознакомление с нормативно правовыми положениями.
Дети изучают следующие группы прав:
- Право ребенка на жизнь, на достойные условия жизни, на заботу родителей.
- Права ребенка развиваться, то есть получить образование, а также право на досуг и отдых.
- Право ребенка на защиту, то есть гарантия защищённости от всех форм насилия и особенные права, которые предоставляются детям-инвалидам.
Работа по повышению родительской компетентности в области правового воспитания ребенка проводится путем индивидуальной или коллективной работы с семьей.
Правовое воспитание граждан является одним из важнейших условий для развития общества и демократического государства. В государстве, где демократия только становится, а права человека выступают важнейшей ценностью государства, очень важно предоставить детям не только творческую реализацию, но также свободное самоопределение.
Цели и задачи правового воспитания детей
Целью правового воспитания школьников является необходимость сформировать основу правового сознания детей.
Задачи, которые ставятся при проведении правового воспитания:
- Создаются условия для выработки положительного ощущения у детей,
- Развиваются навыки общения в обществе,
- Воспитывается уважение и терпимость,
- Формируется чувство собственного достоинства,
- Воспитывается уважение к другим людям.
- Разъясняются положения основных правил поведения,
- Ознакомление детей с нормативно-правовыми документами.
Формы правового воспитания детей
- Беседа,
- Знакомство с основными правами и свободами человека,
- Сюжетные игры,
- Физкультурная деятельность,
- Изобразительная деятельность,
- Игры, которые основываются на национальной сфере,
- Разрешение различных ситуаций путём проблемно-поисковой деятельности.
Направления работы
- Работа с коллективом в образовательном учреждении,
- Работа с родителями,
- Работа с детьми.
Таким образом, правовое воспитание детей представляет собой важную сферу деятельности, которая направлена на формирование у детей уважительного отношения к законодательству и развитию правовой культуры в целом.