Принимая во внимание тот факт, что современное российское общество оказалось в ситуации утраты прежних интенций развития, переосмысления системы ценностных ориентиров, онтологических изменений нравственных устоев, внедрения наряду с традиционными формами качественно новых аксиологических модусов, отвечающих новым социокультурным условиям, все большую актуальность и остроту приобретает проблема социализации.
Подходы к пониманию сущности процесса социализации в современной научной литературе
По своей сути процесс социализации представляет собой процесс усвоения личностью накопленного экзистенциального культурно-исторического опыта, обеспечивающего личность способностями адаптации к требованиям общества, успешной интеграции в систему социально-коммуникативных взаимодействий; совокупность всех психологических и социальных процессов, в процессе реализации которых личность усваивает систему знаний, норм и ценностей, обеспечивающих успешность ее функционирования в обществе.
Социализация включает в себя личностное развитие и саморазвитие, выступая необходимым этапом развития человека, его становления как личности. По своей сути, данный процесс носит дуалистический характер: с одной стороны, личность адаптируется, принимает ценности социума, с другой, - воздействует на него, активно преобразовывая окружающий социально-природный контекст.
В зависимости от успешности, эффективности протекания процессов воздействия общества на личность и воздействия личности на общество выделяют успешную, позитивную и негативную социализацию.
Позитивная социализация
Успешная, позитивная социализация подразумевает усвоение социально одобряемых ценностей, поведенческих, коммуникативных паттернов, социальных ролей.
В качестве основных индикаторов успешной социализации могут выступать следующие:
- социальная адаптивность;
- ответственность;
- активность;
- стремление к саморазвитию;
- экономическая самостоятельность;
- социально-экономическая автономность;
- мобильность.
В наиболее общем виде успешная социализация может быть описана посредством использования пяти терминов:
- Компетентность - в том числе, когнитивная, социальная, академическая, профессиональная;
- Уверенность – уровень самоуважения, воспринимаемой самоэффективности в отношении себя как целостной личности;
- Связь – наличие положительных социальных взаимосвязей, вовлеченность, интеграция в систему социальных взаимоотношений, взаимодействий;
- Характер – отношение к социокультурным правилам, нормам, требованиям, овладение социально одобряемыми поведенческими образцами;
- Забота – высокий уровень сформированности эмпатии по отношению к окружающим.
Негативная социализация
Негативная, анормальная социализация представляет собой процесс усвоения личностью социальных ролей, которые не одобряются или порицаются обществом.
Основными источниками негативной социализации выступают следующие:
- малообеспеченные, конфликтные семьи;
- СМИ, пропагандирующие агрессию, оказывающие негативное воздействие на личность человека посредством представления тревожной, криминальной информации;
- ближайшее социально-природное окружение в ситуации, если ребенок в данной среде сталкивается с насилием, озлобленностью и пр.;
- назойливая, агрессивная, циничная реклама;
- школа, в ситуации, если она характеризуется неблагополучной экономической, моральной атмосферой, поощряет проявления материальной дифференциации семей.
Таким образом, на современном этапе личность сталкивается с рядом факторов, способных существенно затруднить процессы адекватной социализации, интеграции в общество. В сложившейся ситуации оптимизация адаптации личности к требованиям общества требует реализации комплексного подхода со стороны государства, школы, семьи.