По своей сути, человек выступает биологическим и социальным существом, что выдвигает высокие требования к необходимости социальной адаптации, социализации личности, эффективному усвоению норм, требований, ценностей, поведенческих образцов.
Подходы к пониманию социализации
Под социализацией понимается двусторонний процесс, который включает, с одной стороны, - усвоение накопленного в рамках определенной культурной модели историко-социального опыта, с другой, - воспроизводство социальных взаимосвязей личностью за счет ее активного включения в социальную среду, реализации социальной активности.
В процессе социализации индивидуум усваивает поведенческие паттерны, когнитивные модели, которые обеспечивают его возможностями не только личностной, социальной, творческой, академической, профессиональной самореализации, но и выживания в обществе в целом. Другими словами, роль социализации заключается в формировании личности как осознанного социального существа, способного жить и действовать в данном обществе, активно изменять его в соответствии с субъективными ценностными представлениями.
Для сохранения собственной иерархической структуры общество формирует образцы социального поведения, социальные стандарты, которые в процессе социализации усваиваются личностью, что способствует, с одной стороны, - воспроизводству определенных социальных отношений, с другой, - их поступательному эволюционному развитию в результате особенностей личностного воспроизводства. Социализация, таким образом, играет роль регулятора личностного поведения, обеспечивая сохранность и развитие и личности, и общества.
Социализация протекает на протяжении всей жизни человека в условиях непрерывного влияния многочисленных факторов, которые могут иметь как целенаправленный характер, так и стихийный.
Воспитание как основа социализации
Одной из наиболее эффективных форм целенаправленной социализации выступает воспитание. По своей сути, воспитание представляет собой своеобразный инструмент интенсификации процессов социализации, целенаправленную деятельность по включению личности в социальную деятельность.
Как общественное явление воспитание является сложным, противоречивым процессом включения личность в бытовую, социально-производственную деятельность, духовность, творчество, становление человека как социально осознанной личности, индивидуальности
Воспитание выступает основой поступательного эволюционного развития обществе, обеспечения преемственности поколений.
Эффективная реализация воспитания позволяет создать условия, при которых личность может достичь определенного баланса между адаптированностью к обществу, интегрированностью в него и обособленностью, обеспечивающей проявления индивидуальности, субъектности.
Оптимизация процессов социализации посредством повышения эффективности обеспечивает личность освоением различных социальных ролей, форм, стереотипов мышления, поведения и деятельности, что обеспечивает ее включение в различные сферы жизнедеятельности.
Роль успешной социализации в бытовой сфере жизнедеятельности личности
Эффективная реализация социализации в бытовой сфере обеспечивает формирование ряда установок, привычек, навыков обеспечивающих успешность взаимодействий в семье, ближайшем социально-природном контексте. Позитивная социализация в сфере быта выступает основой для успешных жизненных перспектив, формирования гражданской, социально-нравственной личностной позиции.
Таким образом, эффективная позитивная социализация обеспечивает личность возможностями:
- успешной интеграции в социум,
- личностного развития,
- формирования социально значимых личностных качеств и наборов социальных ролей, которые позволяют успешно ориентироваться во всех сферах жизнедеятельности.