Социализация является длительным процессом, продолжающимся на протяжении всей жизни индивида.
Стадии социализации
Принято выделять следующие этапы или стадии социализации:
- Первичную социализацию, или стадию адаптации (с рождения и до подросткового возраста происходит некритическое усвоение социального опыта, адаптация, приспособление, подражание);
-
Стадию индивидуализации (возникает стремление к выделению себя среди других, критическое отношение к социальным нормам поведения):
- в подростковый период стадию индивидуализации, самоопределения можно охарактеризовать как промежуточную социализацию, поскольку в мировоззрении и характере подростка все еще является неустойчивым;
- в юношеский период (18-25 лет) эта стадия характеризуется в качестве устойчиво концептуальной социализации, когда происходит выработка устойчивых свойств личности.
-
Стадию интеграции (возникает стремление найти собственное место в социуме, «вписаться» в социум); интеграция проходит достаточно благополучно, если качества человека принимает группа, общество, в противном случае возможны следующие выходы:
- сохранение собственной непохожести, сопровождаемое возникновением агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с другими людьми и социумом;
- изменение себя (человек становится «как все»);
- конформизм, заключающийся во внешнем соглашательстве, адаптации.
-
Трудовую стадию, охватывающую весь зрелый период человека, совпадающий с периодом его трудовой деятельности, происходит не только усвоение социального опыта, но и воспроизведение его путем активного воздействия на среду через какую-либо деятельность (трудовую, творческую и т.д.).
- Послетрудовую стадию, приходящуюся на пожилой возраст – это возраст, который вносит весомый вклад в воспроизводство социального опыта, передачу его новым поколениям.
Первичная и вторичная социализация: основные различия
Основными задачами индивида на стадиях, относящихся к этапу первичной социализации, являются:
- освоение новых социальных ролей, восприятие семейно-брачных установок;
- подготовка к экономически самостоятельной жизни;
- самоопределение в профессиональной сфере;
- поиск друзей и любимого человека (спутника жизни).
Результатами данного этапа социализации определяется все течение дальнейшей жизни и развитие человека. Несмотря на то, что личностные качества, которые формируются на данном этапе, могут быть в дальнейшем подвергнуты определенным изменениям и корректировке, кардинальные изменения заложенного весьма затруднительны.
Вторичная социализация заключается в последующем усвоении социальных ролей, которыми отличается жизнедеятельность взрослого человека; происходит дальнейшее изменение и определенная корректировка личностных качеств, ценностей, норм и моделей поведения, которые сформировались в процессе первичной социализации.
Существуют некоторые качественные различия первичной и вторичной социализации:
- социализация взрослых находит выражение в основном в изменении в их внешнем поведении, в то время как детской социализацией формируются и корректируются базовые ценностные ориентации, установки и отношения;
- взрослые способны давать оценку нормам и, основываясь на этой оценке, принимают или не принимают их, дети же могут лишь усваивать нормы;
- социализация взрослых зачастую связана с пониманием относительного и условного характера принятых норм, ценностей и правил;
- социализация взрослых нацелена на помощь человеку в овладении определенными новыми навыками, которые необходимы ему для жизнедеятельности (нередко они имеют конкретный характер, например, профессиональный); у детей же социализацией формируется в первую очередь основа поведения.