Социализация представляет собой интеграцию индивида в сферу социальных отношений, в разнообразные виды социальных общностей (группу, социальный институт, социальную организацию); усвоение индивидом элементов и норм культуры, ценностей (в том числе моральных, нравственных, этических) и социальных норм, на базе которых происходит формирование качеств личности
В процессе социализации происходит формирование сознания и мировоззрения, она же определяет отношение человека к нравственным ценностям.
Нравственность как социальное явление
Само понятие нравственности является многозначным:
- нередко данный термин используется в качестве синонима понятий морали, реже — этики.
- в более узком понимании нравственность рассматривается в качестве внутренней установки индивида действовать в соотвествии со своей совестью и свободной волей, этим нравственность отличается от морали, являющейся, наряду с законом, внешним требованием к поведению человека.
Нравственность является личностной характеристикой, объединяющей такие качества и свойства, как честность, доброта, порядочность, милосердие и т.д..
Нравственное воспитание является целенаправленным процессом формирования у индивида высокого сознания, нравственных чувств и поведения согласно идеалам и принципам морали.
Специфика нравственной социализации
На формирование нравственных (морально-этических) представлений и понятий, нравственных чувств, умений и навыков нравственного поведения определенное воздействие оказывают многочисленные факторы, воздействующие на сознание и поведение индивида.
Нравственную социализацию необходимо рассматривать как часть общего процесса социализации, в котором активное участие принимает само общество, осуществляющее непосредственную передачу от поколения к поколению социального опыта, обеспечивающее необходимые условия для развития индивида.
Нравственная социализация - представляет собой процесс нравственного становления личности посредством воспитания. В рамках нравственной социализации субъектом осваиваются нормы и ценностные ориентации таким способом, чтобы они обладали смыслом для него самого и входили в его собственную систему взглядов на окружающий мир.
Цели и задачи нравственной социализации
Главной задачей нравственной социализации является формирование у индивида:
- нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств, соответствующих современному образу жизни;
- формирование активной жизненной позиции, привычки руководствоваться в своих действиях и поступках, отношениях с другими людьми нравственными нормами.
В рамках нравственной социализации личность постепенно интегрируется в широкий социальный контекст, переходит к полноценному участию в жизни социума.
Но в ходе социализации возможно возникновение деформаций и искажений, способных впоследствии привести к появлению у индивида девиаций, нравственного нигилизма, криминальных наклонностей, антисоциального поведения.
В идеале процесс нравственной социализации должен обеспечить неуклонный личностный рост. Данный процесс можно считать успешным, если индивидом освоены необходимые социальные роли, усвоены одобряемые конкретным обществом или социальной общностью нравственные ценности, социальные нормы, стереотипы поведения.
Нравственным может считаться такой человек, для которого нормы, требования и правила морали и нравственности предстают как его собственные взгляды и убеждения, в качестве глубоко осмысленных и привычных форм поведения, реализуемых не под давлением или принуждением, а по собственной воле.
Однако это не значит, что социализация всегда выступает в качестве поступательного движения вверх. Она является сложным, противоречивым, динамичным процессом, нередко сопровождающимся кризисами.