Проблема неравенства и социализации через призму образовательных возможностей
Проблема неравенства и социализации особенно четко проявляется в тех обществах, в которых существуют две различные системы – одна для всех людей, а другая для высшего общества, имеющего привилегии по отношению к другим людям.
Наиболее значительно эта разница проявляется в процессе получения образования выходцами из разных классовых систем. Члены так называемого «высшего» общества имеют большие преимуществ при получении, как среднего, так и высшего образования.
Почему же отводится такая большая роль именно образованию, когда заходит речь о неравенстве в обществе? Ответ на данный вопрос заключается в том, что наличие и качество образование имеет в жизни человека большое значение при определении социального статуса личности. Процессы воспроизводства и развития структуры общества, поддержания социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля также зависят от качества образования членов общества.
Образование является одним из важнейших факторов развития и совершенствования социально – профессиональной структуры общества. Помимо вышеперечисленных значений образования в становлении социального статуса личности, необходимо отметить его способность являться своеобразным каналом для перемещения и социальной мобильности граждан общества. Оно позволяет человеку с низших ступеней общества попасть в высшие слои, и достичь более высокого социального статуса.
Классовые различия при получении образования
Рассматривая различные классы общества невозможно не отметить различия в установках и причинах получения образования их членами.
В семьях людей рабочих профессий не всегда получается эффективно вкладывать материальные средства и физические усилия к получению детьми хорошего образования.
Не достигая желаемого результата, зачастую представители данного класса опускаю руки, и прекращают свои попытки.
В семьях среднего класса несколько иная ситуация: здесь профессии зачастую наследуются. Дети видят на примере родителей, в чем сущность их профессии, какой доход она приносит и каких требует усилий и приобщаются к получению уже конкретной профессии. Выбор будущей профессии значительно упрощается.
Представители высшего класса имеют множество привилегий при выборе и получении будущей профессии: они не испытывают материальных затруднений и могут позволить себе выбирать ту профессию, которая им интересна.
Получается что на современном этапе у детей руководителей и различного рода специалистов больше шансов для получения хорошего образования и соответственно получения более высокого социального статуса.
В связи с растущей оплатой за образование, в престижных ВУЗах, у детей простых рабочих, шансы для получения образования, близятся к нулю. В результате социальная дифференциация усиливается – уровень образования детей из низших слоев населения ухудшается, они не в состоянии получить хорошее, престижное образование и соответственно их социальный статус остается прежним.
Данная тенденция ведет к усилению социального неравенства в обществе, а соответственно к усилению напряжения во взаимоотношениях между классами.
Причем исследования отечественных социологов доказывают тот факт, что имеющееся социальное неравенство в общедоступности среднего и высшего образования усиливается как от одного исторического периода к другому, так и от одной ступени обучения к другой ступени – от начальной школы к средней школе и от среднего образования к высшему образованию.