Методологические проблемы исследования социализации
Изучению социализации и ее процессам посвящены работы представителей самых разных отраслей социального и гуманитарного знания. К ним относятся философы, культурологи, психологи, педагоги и, конечно же, социологи. На сегодняшний день они дают понятию «социализация» несколько объяснений:
- Во-первых, это постоянная передача обществом ценностей и норм подрастающей личности;
- Во-вторых, это освоение индивидом на протяжение всей его жизни социальных норм и культурных ценностей, стереотипов общения и поведения.
Современное общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы поддерживать личностный потенциал и взращивать человека, который будет соответствовать требованиям социума. При этом, оно обеспечивает не только воспроизводство населения, но также и интегрирует людей. По сути, на обществе лежит ответственность за укоренение типических свойств в духовных структурах человека. При этом человек интегрируется в социальную среду, адаптируется к ней, приобретает совершенно новые социально значимые черты, которые необходимы для поддержания его полноценного существования и самореализации в обществе, образовательной и профессиональной сферах.
Проблемы в методологической части исследований социализации заключаются в том, что в каждом обществе складываются свои собственные типические социально значимые черты, которые характерны членам общества. В связи с этим достаточно сложно определить однозначно социализацию, а также разработать такие механизмы по ее осуществлению, которые были бы универсальны для абсолютно каждой социальной группы. Поэтому исследователи сталкиваются с противоречиями, могут спорить друг с другом, обозначая социализацию, ее этапы и границы для самого индивида. К тому же некоторые исследователи отмечают, что в социализации на человека оказывают влияние разнообразные социальные институты, но их набор всегда разница в зависимости от структуры общества, правил и норм, существующих в его рамках.
Каждое общество производит именно тех людей, которые больше всего необходимы ему. Они помогают социуму осуществлять нормальное функционирование, а также гарантируют преемственность в развитии общества. К тому же, социум нуждается в такой степени социальной идентичности его членов, которая позволит в дальнейшем самовоспроизводиться на нескольких уровнях структур:
- Групповая структура;
- Институциональная структура;
- Организационная структура;
- Ценностно-нормативная структура.
Направления в исследовании социализации
Традиционно социализация рассматривается в рамках социально-психологической литературы. Там она определяется как усвоение личностью всей совокупности существующих в обществе норм и правил, которые также принимаются всеми членами социума. Говоря об эмпирических исследованиях, следует отметить, что данная трактовка нередко трансформируется в задачу для ученых, которую они должны реализовать.
Истоки теорий социализации восходят к теоретическим дискуссиям, которые начались в конце 19 века благодаря известному американскому социологу Ф. Гиддингсу. В своем ключевом труде он определил социализацию как общее приближение к постоянным типам действий, выражений и характера, которые прослеживаются в конкретной социальной системе. Чуть более развернутую трактовку чуть позже предложил Г. Тард. Он утверждал, что ключевые акты как человеческой, так и общественной жизни совершаются человеком в связи с тем, какой пример им подается с самого рождения.
Общество – это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу накопленного опыта, верований и убеждений, а также желаний. В процессе социализации очень важно взаимодействие, поскольку без коммуникационной сети жизнь человека практически невозможна.
Немалую роль в развитие теорий социализации внесли ученые, рассматривающие ее с точки зрения символического интеракционизма. Один из них – Дж. Мид, по мнению которого социализация – это динамичный процесс, который помогает человеку развиваться и мыслить, а также развивать себя как личность, которая может делиться опытом и знаниями на разных этапах своего существования. Более того, социализация вышла за рамки просто процесса получения индивидом информации: теперь она стала процессом формирования и последовательного приспособления полученной информации в соответствии со своими потребностями и интересами. Таким образом, человек вникает в систему знаков и символом, но не просто использует ее, а также привносит в эту систему что-то новое, соответствующее его интересам и потребностям. Но это использование отнюдь не эгоистично: люди учитывают интересы окружающих, поэтому воспроизводство знаков и символов происходит на коллективном уровне.
Понимающая социология предлагает схожий с интеракционизмом подход. Социализированный индивид может классифицироваться исследователями в соответствии с типологией, которая была предложена М. Вебером. Типология строится на двух фундаментальных основаниях:
- Рациональность индивида;
- Осознанность индивида.
Социализированность индивида ставится в прямую зависимость от степени того, как выражаются в нем рациональные и сознательные компоненты. Именно эти черты определяют типы личности, на которых делает особый акцент М. Вебер. Таким образом, стоит также учитывать и взаимодействия индивидов друг с другом, их логичные изменения, которые происходят, когда они обмениваются знаниями и опытом. При этом типы личности могут меняться с течением времени: сначала они могут быть одними, затем с развитием прививаются новые качественные черты, которые меняют человека. Но это не делает его лучше или хуже, поскольку определение человека как «плохого» или «хорошего», «социализированного» или «не социализированного» - это очень относительные и субъективные оценки, и в каждом сообществе они могут создаваться и варьироваться по-разному.