Соотношение индивидуализации и социализации
В онтогенезе процессы социализации и индивидуализации идут одновременно, так как формирование и развитие личности происходит в результате совместного накопления индивидуального и усвоения социального опытов.
Индивидуализация – осознание индивидом себя как отдельной единицы общества, своих характеристик, качеств, особенностей. Социализация – процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, реализуемого в общении и деятельности.
Разные личности по-разному воспринимают и переживают одинаковые социальные процессы и явления. Поэтому усвоение социального опыта всегда субъективно. Социализация обеспечивает усвоение определенных обычаев, ценностей, установок, ролей, мнений определенной социальной группой и сохраняется на протяжении всей жизни.
Человек в процессе социализации приобретает ценностные ориентиры, которые позволяют ему сравнивать себя с окружающими людьми, взаимодействовать с ними, учитывать их мнения, проявлять собственное «Я». Он является частью общества, поэтому способен к усвоению субъективного опыта, который впоследствии становиться частью его личности.
Убеждения человека, нормы поведения и морали определяются нормами, принятыми в данном обществе. При этом необходимо помнить, что в разных странах и обществах нормы морали, правила приличия и поведения могут существенно различаться. Из объективно одинаковых ситуаций разные индивиды могут выносить разный социальный опыт, что выступает основой индивидуализации.
Социализация – это процесс усвоения и реализации индивидом через коммуникационное взаимодействие норм поведения, социальных ролей, культуры социума, к которому он принадлежит.
Деятельность человека может развиваться в двух направлениях:
- через социальное приспособление, воспроизведение общепринятого и хорошо известного;
- в направлении преодоления сложившихся стереотипов или через нестандартное поведение, регулируемое обществом.
Конечной целью такой деятельности выступает формирование индивидуальности, т.е. индивидуализация – это процесс формирования и дальнейшего развития конкретной личности.
Социализация личности невозможна без удовлетворения потребности в общении. Потребность в общении проявляется через стремление объединиться с группой, социальным окружением, а также к стремлению выделить собственное «Я», обособить себя от окружающих. В вопросе соотношения социализации и индивидуализации нет однозначного мнения. Одни авторы считают, что социализация препятствует раскрытию творческих способностей человека, другие утверждают, что индивидуализация носит негативный характер, который необходимо компенсировать социализацией.
В отечественных трудах чаще всего придерживаются мнения, что в процессе социальной адаптации и социализации индивид приобретает свою индивидуальность противоречивым и сложным образом.
Лежащий в основе социализации социальный опыт активно перерабатывается, усваивается и становится в результате источников индивидуализации личности.
Личность в своей индивидуальности неповторима, она обладает присущими только ей темпераментом, чертами характера, интересами и привычками, качествами познавательных процессов.
Стадии социализации
Социализация может быть первичной и вторичной. Во время вторичной социализации происходит усвоение специфического ролевого знания, при котором социальные роли связаны с разделением труда, т.е. она характеризуется разделением труда и социальным распределением знаний.
В выделении стадий или этапов социализации существуют различные подходы. Социологический подход делает акцент на процессе усвоения индивидом совокупности социальных ролей, занятия того или иного положения в обществе, овладения нормами, ценностями, культурой. В соответствии с этим выделяют следующие стадии социализации:
- Дотрудовая стадия. Включает период ранней социализации (дошкольный возраст) и младший школьный возраст – период обучения.
- Трудовая стадия. Состоит из периода молодости (от 17-18 лет до 23-25 лет) и периода зрелости.
- Послетрудовая стадия. На данной стадии происходит утрата статуса, включает пожилой, старческий возраст, долгожителей.
Составляющие социализации и индивидуализации
Социализация – процесс двусторонний, который, с одной стороны, отражает освоение личностью социального опыта вследствие вхождения в социальную среду и формирования системы социальных связей, а с другой стороны – процесс воспроизводства индивидом социальных связей за счет включения в социальную среду и активной деятельности.
В процессе социализации становление личности происходит в следующих сферах: деятельность, общение, самосознание.
Деятельность. Во время социализации индивид все время осваивает новые виды деятельности. При этом происходит ориентировка в системах связей, сопровождающих любой вид деятельности и между отдельными видами; наблюдается концентрирование всей деятельности вокруг одного главного вида.
Самосознание. Контролируемый процесс становления в индивиде образа его «Я». Складывается на протяжении жизни под воздействием различных социальных связей. «Я» образ включает сознание тождественности, своего активного начала, осознание собственных психических свойств, социально-нравственная самооценка.
Все сферы объединяет процесс приумножения социальных связей индивида с окружающим миром.
Личностная зрелость обладает основными составляющими, которые распространяются на остальные: толерантность, ответственность, позитивное мышление, саморазвитие и самосовершенствование.
Существует два типа ответственности:
- Человек – интернал - принимает ответственность за происходящие события в его жизни на себя, объясняя все своим характером, способностями, поведением. Такие люди более терпимы, популярны в группе, менее подвержены депрессии и менее тревожны. Они чаще находят цели и видят смысл в жизни.
- Человек – экстернал - перекладывает ответственность за все происходящее на внешние обстоятельства и других людей. Этих людей отличает обеспокоенность, повышенная тревожность, конформность, повышенная агрессивность, они менее популярны. Они зависят от внешних обстоятельств и не способны управлять собственными делами. Для них сама жизнь определяется обстоятельствами, случаем, волей других людей, что создает благоприятную обстановку для формирования неопределенности и эмоционального напряжения.
Локус контроля выступает показателем взаимосвязи взаимоотношения к окружающему миру и к себе, является важнейшей характеристикой личности.