Социализация и ее агенты
Личность человека имеет два начала: биологическое и социальное. Биологическим началом ее наделяет сама природа, а вот что касается социального начала, то в данном случае личность сама развивается, постигает социальные нормы и ценности, взаимодействует с другими членами социума. Все это происходит в процессе социализации индивида.
Социализацию следует определять как особый процесс, который позволяет человеку освоить необходимые образцы поведения, социальные нормы и ценности, которые в дальнейшем обеспечат ему возможность успешно функционировать в обществе.
Авторы, которые исследуют социализацию, акцентируют внимание на том, что процесс этот – двусторонний:
- С одной стороны, в процессе социализация общество передает индивиду свой собственный уникальный опыт и знания;
- С другой стороны, в процессе социализации происходит усвоение индивидом общественного опыта, который он также видоизменяет в соответствии со своими интересами и потребностями, а затем транслирует в окружающую среду.
На сегодняшний день принято говорить о двух этапах социализации. Первый этап – первичная социализация, а второй этап, соответственно, вторичная социализация. Во время первичной социализации индивиду усваивает новые нормы и ценности, которые адаптированы под особенности его возраста (детский период). Что касается вторичной социализации, то здесь происходит усвоение новых норм и ценностей человеком уже во взрослом возрасте.
В социализацию входят некоторые элементы: это группы социализации (агенты социализации) и институты, которые формируют, направляют, стимулируют и ограничивают становление личности человека в складывающихся социальных условиях.
Социальные институты также могут быть полноправными группами социализации, поскольку в их условиях индивид получает новый опыт, знания, обменивается ими и в дальнейшем транслирует своим коллегам.
Если агентами социализации являются конкретные люди (родители, друзья, педагоги, коллеги), то институты социализации – это учреждения, которые оказывают влияние на процесс социализации и направляют его в необходимо русло для того, чтобы процесс не навредил ни самому человеку, ни его окружению.
В зависимости от вида социализации выделяются и агенты социализации. Так, агентами первичной социализации становятся мать и отец индивида, его братья и сестры, бабушки и дедушки и другие родственниками. Также агентами первичной социализации могут быть друзья человека, его педагоги и лидеры молодежных группировок, частью которых становятся сами люди. Сюда относятся субкультуры и некоторые неформальные объединения, которые могут оказывать особое влияние на личность человека.
Группами вторичной социализации и, соответственно, агентами, становятся представители администрации школьного учреждения, высшего учебного заведения. Также сюда следует отнести некоторые предприятия, армию и полицию. Нельзя забывать о влиянии религии на жизнь человека, поскольку приобщение к ней начинается с семьи, а в процессе вторичной социализации человек находит новые пути для того, чтобы идентифицировать свое мировоззрение и, соответственно, вероисповедание.
Институты социализации личности
Институт – это особая сфера, в которой человек реализует свою деятельность и удовлетворяет свои ключевые потребности. В современной науке термин «институт» более не используется как исключительно образовательное учреждение.
Сегодня институтами социализации могут быть семья, школа, группа сверстников индивида. Перечисленные институты – это институты первичной социализации. Есть также институты вторичной социализации – государство, органы государственной власти, университеты, церковь, средства массовой информации.
Особенность институтов социализации заключается в том, что они могут предоставить человеку возможность для всестороннего развития личности, а также для того, чтобы примерить на себя как можно большее количество социальных ролей и, как следствие, выбрать единственной подходящие и удовлетворяющие его потребности. Также, в условиях групп и институтов человек может познакомиться с другими членами общества, обмениваться с ними особыми знаниями и опытом, а в дальнейшем транслировать его окружающим.
В каждой группе и институте человек проходит несколько ключевых этапов социализации:
- Во-первых, он адаптируется к условиям и членам группы, к механизмам института, сравнивает свои ценности с ценностями института, соотносит их приемлемость.
- Во-вторых, у человека начинает появляться желание выделиться среди других – это стадия идентификации.
- В-третьих, начинается стадия интеграции, которая может проходить в двух вариантах: или человек интегрируется в группу благополучно, или он интегрируется неблагополучно, и ему придется менять сферу своей деятельности и интересов.
Нельзя не отметить еще несколько стадий – трудовая стадия, когда происходит воспроизведение социального опыта, и человек довольно активно воздействует на окружающую среду, так как хочет применить накопленный опыт в жизни. Послетрудовая стадия означает, что человек входит в пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям, трансляция норм и ценностей. Человек чувствует достаточную ответственность за свои действия, он готов предоставить знания и продемонстрировать навыки, причем не только своим детям.
В целом, группы, которые принимают участие в социализации человека, играют важную роль в его жизни. Они могут полностью изменить мировоззрение человека, предоставить ему для восприятия новые нормы и ценности, которые также формируют личность.
Первичные и вторичные группы отличаются по своим свойствам и функциям. Так, первичные группы берут на себя больше ответственности, поскольку они первыми начинают формировать личность. Вторичные группы в большей степени формируют из уже имеющейся личности более взрослую, которая затем вступает в осознанную, ответственную жизнь.